Началом этой истории принято считать побег старшего лейтенанта Фирсова с БПК «Сторожевой», 8 ноября 1975 года. Фирсов, прыгнув в ледяную воду, доплыл до подводной лодки, стоящей неподалеку на рейде, в Рижском порту.
Поднявшись на борт, примерно в 22. 30, он доложил, что командир большого противолодочного корабля заперт в каюте и судно находится в руках бунтовщиков.
Старшие офицеры субмарины сразу поняли, что имеют дело с сумасшедшим, тем более что тот отказался даже выпить чарку спирта «для сугреву».
Свое мнение они изменили, только увидев, что «Сторожевой» уходит в неизвестном направлении, поэтому рапорт о том, что БДК, которым самовольно управляет капитан 3 ранга Саблин, покинул стоянку, поступил в штаб Балтийского флота только ночью.
Такое промедление, позже поставят им в вину, назвав «нерасторопностью и нерешительностью, граничащей с трусостью».
Офицер военно-морского флота Валерий Саблин принадлежал к династии потомственных моряков, поэтому выбор профессии для молодого человека был очевиден.
Первый звоночек о неблагонадежности будущего защитника родины прозвучал еще во время обучения в училище, когда комсорг Саблин потребовал от педагогов равного отношения к курсантам, невзирая на родственные связи, некоторых из них, с высокопоставленными флотоводцами.
Второй сигнал, гораздо более серьезный, поступил после распределения молодого лейтенанта на действующий флот.
Используя свое право коммуниста, он написал главе государства подробное письмо, где указал недостатки и явные нарушения закона, со стороны отдельных представителей партии.
Никита Сергеевич Хрущев, которому самому оставалось два года до выхода на пенсию, послания не получил, зато его внимательно изучили в местном обкоме и провели суровую беседу с инициатором кляузы.
В результате, очередное звание ему присвоили на год позже.
Блестящий офицер, отличник боевой и политической подготовки подает рапорт на обучение в военно-политической академии, чтобы глубже понять сущность коммунистической системы и изменить ее к лучшему.
Об этих планах он рассказывает старому приятелю, который, на следующее утро, пишет на друга донос.
Делу не дали ход, только потому, что к самому заявителю у местного участкового накопилось не мало претензий.
Окончив академию и неся службу в качестве заместителя командира корабля по политической части, Саблин побывал во многих странах, имея возможность сравнивать условия и уровень жизни.
По-настоящему гордиться своей родиной он мог только на Кубе, тоже избравшей социалистический путь развития.
В конце концов, поняв, что для изменения существующего строя, необходимы кардинальные меры, капитан 3-го ранга Валерий Саблин решается на мятеж.
Вечером 8 ноября, 1975 года, изолировав командира судна, он выступает перед командой с заранее подготовленной речью.
По воспоминаниям матросов, они, услышав из уст старшего офицера свои же мысли, высказываемые только проверенным и близким друзьям, впервые «почувствовали себя свободными людьми».
Тех, кто не желает присоединяться к бутовщикам, запирают в кают-компании и корабль покидает гавань.
По данным, переданным в СМИ много лет спустя, считается, что БДК «Сторожевой» взял курс на город трех революций, чтобы совершить там четвертую.
Во время рейда, Саблин связывается с командованием по каналам секретной связи и требует признать ведомый им корабль суверенной территорией, предоставить постоянный получасовой телевизионный эфир, после программы «Время» и гарантию безопасности семьям восставших моряков.
Информация сразу же была предоставлена в полном объеме руководителю страны Л. И. Брежневу.
Генеральный секретарь не был злобным человеком, кроме того, в глубине души, ему тоже не нравился социализм.
Сидя за рулем подаренного «Кадиллака», Леонид Ильич не понимал, как можно за 50 лет не научиться делать хорошие машины.
Или почему он вынужден покупать зерно в Канаде, а колбасу в Финляндии, чтобы накормить трудовое население хлебом, а лоботрясов, с партийным стажем, деликатесами.
По какой причине, в стране, где так много лесов, полей, рек и колхозов, сытые люди обитают только в обкомах, он тоже не мог взять в толк. Иногда, тов. Брежнев, поглядывая на замшелого демагога тов. Суслова, с ужасом представлял себе, что могло быть с несчастной планетой, если бы победила мировая революция.
Однако собственная безграничная власть, ему нравилась больше, поэтому, узнав о мятеже, он, без малейших колебаний, приказал уничтожить взбунтовавшийся корабль вместе с экипажем.
Летчики бомбардировочной авиации получили приказ потопить иностранное судно, вторгшееся в территориальные воды СССР.
Здесь произошла обидная накладка – пилоты, не имевшие полной информации, открыли предупредительный огонь по находившемуся в указанном квадрате сухогрузу, повредив судно.
Инцидент замолчать не удалось, так как, ничего не подозревающий капитан, послал в открытый эфир сигнал «SOS», сообщив, что подвергся бомбардировке вражеской авиации.
Возникла сумятица, пока, наконец, не разобрались и не отозвали, поднявшуюся, по тревоге, в воздух эскадрилью истребительного полка.
Настигнув, через некоторое время, БДК «Сторожевой», самолеты, прицельным огнем, вывели из строя ходовую часть корабля.
Валерий Саблин, имея возможность отбить атаку, приказал сопротивления не оказывать, после чего, матросы, поняв, что игры в бескровную революцию закончились, скрутили замполита, передав его в руки абордажной команды морских пехотинцев.
Процесс по делу капитана 3-го ранга Валерия Михайловича Саблина носил сугубо секретный характер, хотя, решение о вынесении смертного приговора, в Кремле вынесли заранее.
Матрос Шеин, активно помогавший капитану, получил 8 лет строгого режима.
Со всех, причастных к делу офицеров КГБ, взяли расписку о неразглашении.
В результате, по всему флоту поползли слухи о пьяной ссоре двух офицеров и угоне боевого корабля с никому не ясными целями.
Много позже, один из сотрудников государственной безопасности уточнил ряд моментов, относительно планов расстрелянного офицера.
Валерий Саблин прекрасно понимал, что залпы корабельных орудий, хороши только для символического эпилога, уже свершившегося переворота.
Организации, члены которой, в нужное время захватят «мост, телеграф и телефон», в его распоряжении не было, поэтому офицер планировал увести судно в Швецию и оттуда известить мир о порочности советского режима.
При этом он надеялся, что широкая огласка не даст оснований для его депортации как военного преступника.
Валерий Саблин мог стать выдающимся политиком, но в советской системе координат, ему не нашлось бы места.
В 1994 году, Верховный суд снял обвинение в измене родине, заочно присудив офицеру 10 лет за нарушение присяги.
Семья Валерия Саблина, за это время, прошла все унижения, выпадающие на долю людей, чей родственник осужден по 64 статье УК РСФСР.
Если исходить из буквы закона, то решение принято правильное.
Тот же самый вердикт был бы утвержден коллегией Верховного суда и в отношении матросов с «Потемкина», или лейтенанта Шмидта (чьи дети потом гордо бороздили просторы страны), если бы кто-нибудь поручил им разобраться с этими делами.
Крейсер «Аврора» также подпадает под эту статью.
Правда, мы не догадывались об этом, до самого момента распада СССР, которого не увидел мужественный офицер Валерий Саблин, пытавшийся изменить жизнь своей страны к лучшему.
ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.
Перевыполнение плана сотрудниками НКВД, от центра, до окраин
"Арийская физика" как помеха создания атомной бомбы для Гитлера
Воспитанное тов. Сталиным большинство
Испания-СССР: дружба, скрепленная золотом