Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

"С логопедом/дефектологом работает, а дома ни в какую!" - как преодолеть негативизм ребёнка к домашним занятиям?

Оглавление

Бывает так, что ребёнок прекрасно занимается у логопеда, слушает дефектолога/психолога и отлично выкладывается где угодно, но вот дома либо вообще отказывается заниматься, либо делает это из-под палки, со скандалами и с такой неохотой, что даже непонятно уложилось ли ему что-то в голову или вы потратили кучу времени практически в никуда.

Честно скажу, что хоть я и проповедую во многих своих материалах необходимость много работать с ребёнком дома для достижения максимального результата, но у нас тоже не всё проходило идеально и я долго искала пути уменьшения отказов от занятий и снижения количества криков/истерик. Кое-какие приёмы нам действительно хорошо помогли. Об этом и пойдёт ниже речь.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Снижать удары от неудач

При алалии, например, у детей часто наблюдается речевой негативизм - ребёнок отказывается от занятий по развитию речи или очень неохотно идёт на повторение каких-то слов, предложений, пересказывание и свободный рассказ о чём-нибудь. Это происходит потому, что он прекрасно понимает свой недостаток и старается всячески избегать использования речи, чтобы лишний раз самому себе не напоминать, что у него плохо получается.

ПОМОГАЕТ: забыть или по крайней мере сильно уменьшить употребление фраз: "Неправильно", "Не так говоришь", "Не получается", "Не верно", "Нет". Эти слова только лишний раз доказывают, что он не справляется и снижают мотивацию работать дальше.

Как же тогда показывать ребёнку, что он делает неправильно? А никак. Вообще не стоит акцентироваться на неверном выполнении. Нужно просто исправлять.

У меня работает следующая тактика. Есть ряд слов, которые сыну надо повторить изменяя окончание, например: "Одна роза, две розы, пять роз".

пример наших занятий (да, почерк у меня быстрый и неаккуратный :))
пример наших занятий (да, почерк у меня быстрый и неаккуратный :))

Так как для алалии очень характерны проблемы со склонениями, сын у меня периодически кривит слова: "Одна розА, две розЫ, пять розОВ".

Я не говорю ничего вроде: "Нет, неправильно - надо роЗ". Я просто спокойно исправляю: "Пять роЗ" и он за мной повторяет. Дальше мы проговариваем другие слова: по картинке выше у меня это василёк, гвоздика и т.д. Если есть ошибки, то я исправляю по тому же принципу без "Неправильно" и других лишних, неприятных слов.

Когда все слова из списка проговорены, я возвращаюсь к тем словам, что Лёва неправильно сказал, и мы повторяем их произношение по кругу, пока ошибок не останется или хотя бы не станет заметно меньше.

Что вы получаете: ребёнок многократно повторяет материал, закрепляя в голове правильное произношение, довольно много говорит, - тренирует речь, и без психов занимается, даже если не всё идеально.

Дробить занятия и показывать, что они конечны

Очень много детских истерик и нежелания что-либо делать/ждать/мириться с чем-то на самом деле связаны с тем, что ребёнок просто не знает сколько на всё это уйдёт времени. Ему кажется, что это всё очень долго и мучительно.

ПОМОГАЕТ: визуализировать завершение задания. Так ребёнок начинает видеть сколько ещё осталось работать, меньше нервничает и охотнее занимается.

Что значит визуализировать? Это значит показать ребенку каким-либо действием, что столько-то заданий завершено - осталось ещё столько-то.

Визуализировать можно разными способами, главное, чтобы это была этакая мининаграда - ребёнку должно быть интересно это делать. Например, у вас запланировано 5 упражнений. Зажгите пять свечек и поставьте их на столе. Ребёнок закончил делать первое упражнение: он задувает первую свечку - 4 остаются гореть. Закончил делать второе упражнение - задувает вторую свечку, а 3 остаются гореть и т.д.

Можно использовать не свечки, а набор колокольчиков с разным звоном. Можно загонять машинки по одной на парковку. Можно рисовать круги с номерами от 1 до 5 и закрашивать их или клеить в них поощрительные наклейки.

Что вы получаете: визуализируя для ребёнка оставшееся время занятий, вы снижаете его тревожность и заменяете у него в голове мысли с: "Ну блин, сколько можно?!" на "Супер! Осталось не так много, а ещё я сейчас получу мининаграду!" - это стимулирует добиваться цели. Кроме того, подобный подход позволяет раздробить одно большое занятие на несколько мелких, которые психологически проще делать.

Хвалить

Я не устану никогда повторять: не бойтесь хвалить детей! У многих родителей есть опасения из серии: "А не перехвалю ли я его? Вот наслушается и потом всё будет делать только за похвалу!"

Представьте, если парализованный человек вдруг начнёт пробовать садиться, вставать и ходить. Вам же не придёт в голову беспокоиться о том, что вы его перехвалите. Так и здесь. Ребёнок с нарушениями развития нуждается в поддержке и стимуле для борьбы. Когда он наконец пусть плохонько, но начинает что-нибудь пробовать, делать, говорить, то нужно не думать о том, что перехвалите, а радоваться каждому успеху.

Что вы получаете: большую отдачу на занятиях, так как у ребёнка увеличивается стимул работать.

Выдавать награду

Да, в конце занятий всегда стоит выдать ребёнку маленький приз за хорошо выполненную работу: просмотр мультика, игру на компьютере/телефоне (не забываем дозировать это времяпровождение), конфету/печенье, наклейки и вообще всё, что угодно безопасное и могущее порадовать ребёнка.

Награды нужны и работают всегда, но очень важно СТРОГО соблюдать ряд правил:

  • Награда выдаётся только после выполнения задания. Нет выполненной работы - нет награды (да, по этому поводу придётся вынести череду манипулятивных криков/слёз, прежде чем ребёнком будет усвоен принцип);
  • Если награда не работает, значит она недостаточно сильна для ребёнка и вам нужно поискать другой стимул для него;
  • Нигде, кроме заданий, награды больше не используются. Ребёнок должен понимать, что он получит приз только после хорошей работы, а не можно отлынивать полдня, а потом мама устанет и включит мультик.

Как видите, методы довольно простые и никаких особых усилий от родителя не требуют. Я думаю, многие и сами с ними знакомы, но кто не знаком и хотел бы улучшить качество и количество занятий дома - попробуйте. Буду рада, если мои советы кому-нибудь помогут начать заниматься, снизить стресс и сделать занятия более эффективными и для себя, и для ребёнка.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (существительные)

Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)