Если у вас остался год для подготовки к ЕГЭ, а вы только сейчас определились, что мечтаете стать врачом, психологом, ветеринаром, или помыслить себя не можете кроме как специалистом в области пищевого производства, то сдавать вам придется биологию. И если решение принято, то медлить уже никак нельзя. Год - это очень небольшой срок для подготовки к серьезному экзамену. Тем не менее при определенных усилиях и желании можно и зайца научить курить подготовиться возможно.
О том с чего начать я уже писала в статье здесь. Несколько советов: каждую тему читаем в не менее трех (чем больше, тем лучше) источниках (о них расскажу в следующей статье). Обязательно конспектируем тему в тетрадь. Изложение в конспекте необязательно переписывание текста-это могут быть схемы, опорные конспекты, ментальные карты - по сути краткое изложение в виде кратких смысловых схем, которые помогут осмыслить и запомнить. Просто читать и не делать конспект - лишь частичное запоминание. Механическое переписывание также не помогает пониманию, а наша цель-понять и запомнить. Затем решайте задания по этой теме, лучше типовые из вариантов ЕГЭ прошлых лет, но и просто интересные вопросы, задания олимпиад не будут лишними - их решение помогает усвоить тему, а не просто натаскать себя механически на решение тестов. Объем таких заданий по темам - не менее 40, лучше больше. А сейчас составляем план подготовки по темам:
1 блок ЕГЭ по биологии «Биология как наука. Методы научного познания» контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы. По темам этого блока выполняем задание №2 и задание №22. По данному блоку можно посмотреть статью с материалом.
2 блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них. Это темы, рассматривающие строение и функции органоидов клетки, особенности прокариотических и эукариотических, растительных, животных клеток, клеток грибов. Кроме того повторяем особенности процессов обмена веществ и энергии, химическую организацию клеток (это особенности строения и функционирования органических и неорганических веществ в клетке). Вспоминаем правило Чаргаффа, решаем цитологические задачи. В демонстрационном варианте ЕГЭ 2021 к этому блоку относятся задания под номерами 3,4,5,20,23. Количество заданий по темам этого блока 3-4 из первой части и 1 из второй.
3 блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике. Темы сложные, работаем над ними тщательно, разбираемся с задачами по генетике. Задания в демоварианте ЕГЭ под номерами 1,6,8,28.
4 В четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону. Штудируем учебники по ботанике, зоологии, изучаем вирусы, вспоминаем бактерии, изучаем систематику. В варианте ЕГЭ по этому блоку 3 задания из первой части и 1 из второй.
5 блок «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека. Всеми любимая анатомия, задания 12,13,14,24 в демоверсии ЕГЭ.
6 блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции. Сложные темы, много терминов, много вопросов- стараемся уйти от уровня понимания "эволюция -это о том, что человек произошел от обезьяны" - там еще много интересного.
7 блок «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
Задания второй части в количестве 7- по одному на каждый блок тем. Задание 22 -на умение применять знания, а значит может быть сформулировано на любую тему.
Ну что ж, берем себя в руки и идем учить! Не жалейте лайк и подписывайтесь - нам есть что обсудить!