Создательница первой недели экоустойчивой моды Эвелин Мора о запрете изделий из кожи и о том, почему лучше покупать винтажные вещи.
Когда я только начинала работать над созданием недели моды в Хельсинки, многие говорили, что у меня ничего не получится: рынок у нас маленький, никому до нас нет дела. Я выслушала все, подумала: «Окей, я вас поняла» и использовала эти мнения как стимул для дальнейшего развития. Я стала выяснять: все ли эти претензии верны, и если да, как можно изменить ситуацию. Но когда мы запустили проект, появились новые трудности: как бороться с гринвошингом и использованием кожи, как привлечь экоустойчивых дизайнеров со всего мира.Недавно одна журналистка сказала мне, что если бы неделя моды в Нью-Йорке была полностью экоустойчивой, это бы повлияло на мир, а неделя моды в Хельсинки не масштабное событие, поэтому не так уж и важна. Но я не согласна с ее мнением. Наш проект некоммерческий, неделя моды проходит раз в году в июле. Наша потенциальная аудитория — 200 млн молодых людей, миллениалов и поколения Z (по оценкам международной консалтинговой компании M-brain. — Прим. ред.). Наша медиаценность приближается к €3,3 млн (независимая оценка эффективности работы маркетингового и PR-направлений. — Прим. ред.). Мы никому не платим за статьи, поэтому все эти публикации — результат нашей работы и интереса к нашей деятельности. Так что мы оказали существенное влияние на индустрию. Только извне кажется, что она большая, на самом деле это не так. Модная индустрия очень маленькая, все друг друга знают, как в одной деревне.Например, мы запретили к показу изделия из кожи. С 2016 года мы тщательно проверяем каждого дизайнера на соответствие нашим 14 критериям экоустойчивого развития. Как брендам им нужно быть максимально открытыми и честными. Производство одежды не должно пагубно сказываться на окружающей среде. Материалы нужно использовать полностью, без остатков. При транспортировке нельзя применять ископаемые виды топлива, перевозить продукцию на большие расстояния и так далее. Фактически мы доказали, что возможно провести традиционную неделю моды, соблюдая принципы экоустойчивого развития. Хотя из-за этого приходится больше работать.Иногда люди говорят, что слишком сложно что-то менять. Неправда! Все возможно, мы это проверили на себе. Неделя моды в Хельсинки стала тестовой платформой, лабораторией, где решаются проблемы, касающиеся экоустойчивого развития. У нас все получилось, так что хватит себя оправдывать.Для нас было большим делом запретить использование кожи. Индустрия по производству этого материала маленькая. Есть всего пара организаций, пара боссов, которые принимают решения. Конечно, я не хочу никого винить. Мы забанили использование кожи не потому, что она нам не нравится, а потому, что увидели, как можно создавать другие альтернативные, экоустойчивые материалы. Поэтому мы решили дать их производителям платформу для продвижения и медийную поддержку.Кроме того, индустрия производства кожаных изделий и вся сопутствующая ей цепочка — не регулируемый сектор. И далеко не все компании, которые в нем работают, хотят быть открытыми (кожевенная промышленность сильно загрязняет окружающую среду химикатами. — Прим. ред.). Они зависят от заказчиков. Ведь, в конце концов, клиент всегда прав. Если компания захочет купить материал, сделанный без вреда для экологии, она его получит. Но так не происходит, потому что это потеря прибыли. Все сводится к деньгам. Поэтому фабрикам приходится притворяться. Я общалась со многими сотрудниками таких производств по всему миру, и они говорили: «Слушай, мы бы хотели открыть информацию, мы бы хотели рассказать о том, чем занимаемся, но не можем, потому что тогда от нас уйдут клиенты». Фактически вся производственная цепочка зависит от тех, кто платит деньги.Но в самом конце этой цепочки стоит все-таки потребитель. Ведь правда? Поэтому так важно не покупать вещи в магазинах масс-маркета, а пойти, например, в секонд-хенд. Тогда бизнес секонд-хендов будет расти. Зачем вкладывать деньги в бездушный масс-маркет, когда можно вложить их в нечто более ценное: в винтаж! Или можно купить вещи у дизайнеров, которые занимаются экоустойчивой модой. Например, у тех, кто участвует в наших показах. В результате меняется потребительский подход к моде.
( ╥﹏╥) ノシЗаписала Наталья Германович