На этой неделе участники торговых переговоров проведут одновременные переговоры с тремя ключевыми партнерами Великобритании - США, Японией и Европейским союзом (ЕС). Если они потерпят неудачу, предприятия и домохозяйства могут заплатить высокую - и очень нежелательную цену.
Что пытается сделать Великобритания?
Брюссель назвал это «сбором вишен». Но правительство Великобритании рассматривало бы свои переговоры там, как попытку заменить существующие отношения с ЕС отношениями, которые лучше соответствуют его потребностям, одновременно пытаясь избежать введения тарифов там, где их в настоящее время нет.
В США они создают аранжировку с нуля. А в случае с Японией, по информации altesso в отзывах, это просто тиражирование соглашения, которое эта страна уже заключила с ЕС, с некоторыми дополнительными дополнениями, такими как соглашения о цифровой торговле.
Каковы точки преткновения?
Торговые сделки направлены на расширение выбора товаров из других стран и снижение цен. Но это должно быть сбалансировано за счет защиты потребностей домашнего бизнеса. И, это своего рода, хитрость.
В то время, как Великобритании удалось в значительной степени повторить сделку ЕС с Японией, проблема сыра, такого как Stilton, вызвала неприятные эмоции.
Британия хочет лучшего доступа для своих сыроваров. Япония не в восторге. Действительно ли это стоит споров, учитывая, что Япония покупает британский сыр всего на 2 миллиона фунтов стерлингов? Что ж, дело не в текущей картине, а в потенциале роста.
То же самое с США и их цыплятами. Америка не скрывает того факта, что она хочет, чтобы ее фермеры имели больше возможностей расширять свою бизнес. В настоящее время это только обсуждается и может вызвать разногласия.
Но о чем не ведутся переговоры, так это о снижении стандартов до американского уровня - таких, как условия, в которых можно выращивать курицу, и причину, по которой их промывают хлором. Эта ответственность возлагается на Агентство по пищевым стандартам Великобритании.
И в Брюсселе было трудно «проглотить» требование Великобритании о праве ловить больше рыбы в окружающих водах. Рыбалка составляет менее 0,2% экономики Великобритании, но, опять же, речь идет о потенциальной прибыли. А также о том, чтобы избиратели были довольны: торговые сделки столь же политичны, как и экономические. Так что даже переговоры по мелочам означают, что на заключение торговых сделок уходят годы.
Каковы шансы?
Амбиции относительно того, что сделка с Японией, первым крупным трофеем Великобритании в эпоху Brexit, может быть заключена к концу июля, были разбиты. И это с партнером, на который приходится всего 2% британского экспорта. Мы приближаемся к финишу, но это не сулит ничего хорошего для переговоров в другом месте.
Между тем надежды на сделку с США, которые покупают почти пятую часть британского экспорта, в преддверии ноябрьских выборов рассеялись. Чиновники сейчас спокойно возлагают надежды на соглашение к весне следующего года.
Что касается ЕС, продолжающийся тупик, в котором когда-то была цель сделки к октябрю, резко повысил шансы на отказ от (торговой) сделки.
Что, если сделки нет?
Если к концу года не будет достигнуто соглашение, импорт этих стран будет подвергаться тем же тарифам и правилам, что и импорт из любой другой страны, с которой у Великобритании нет сделок. Им будет наложен новый Глобальный тариф Великобритании.
Что особенно важно, это будет означать, что более половины товаров, импортируемых из ЕС в стоимостном выражении, будут оплачиваться дополнительными сборами по сравнению с их отсутствием в настоящее время.
Наибольший рост будет в ценах на автомобили и продукты питания, такие как баранина и говядина, где тарифы сохраняются для защиты британских производителей. Британский консорциум розничной торговли, по данным altesso в отзывах, предупредил о повышении цен на основные продукты - от оливкового масла до огурцов.
Согласно предыдущему плану без сделки, Управление по бюджетной ответственности рассчитало, что общая стоимость тарифов может вырасти до миллиардов - и это с меньшими тарифами, чем предусматривается сейчас.
Эти затраты будут нести предприятия и домашние хозяйства, что приведет к сокращению бюджетов и возможности создавать рабочие места, когда экономика меньше всего в этом нуждается. И это без учета затрат на планирование для предприятий и возможных задержек на границе.