Как гласит описание из начала пьесы, Любовь Андреевна Раневская – помещица. У неё есть две дочери: родная – Аня, и приёмная – Варя, а также брат – Гаев Леонид Андреевич. Ну и из этого мы можем сделать вывод, что девичья фамилия Раневской – Гаева.
Предыстория героини
Любовь Андреевна на момент событий пьесы потеряла мужа и сына:
Аня: «Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки»
Мы видим, что Раневская не в силах перенести свалившееся на неё горе выбирает тактику «избегания»: она уезжает из дома за границу – из места, напоминавшем ей о погибших близких; её берегут от встречи с Трофимовым Петром Сергеевичем – учителем погибшего Гриши и живым напоминанием о сыне Любови Андреевны. Помещица страдает, а неспособность примириться с прошлым, а потом и будущим является одним из основных внутренних конфликтов Чеховской героини.
Также Гаев Леонид Андреевич рассказывает, что его сестра – дворянка вышла замуж за присяжного поверенного, чем разозлила родню:
«Тетка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, а не дворянина»
Можно ли сказать, что Раневская – особа своевольная? С точностью нет, так как Чехов не даёт достаточно информации: было ли это замужество под влиянием сильной любви? Или мотивировано желанием бунта? К сожалению, на эти вопросы у нас нет ответа, а потому закончим с предысторией.
Привычки
Прежде чем мы перейдём к личности Раневской, поговорим о её привычках. Так, она отмечает, что:
«Я привыкла к кофе. Пью его и днём, и ночью»
Кофе же на тот момент был напитком не из дешёвых, что говорит о некогда солидном финансовом состоянии семьи Чеховской героини.
Ещё к привычкам можно отнести реплику Вари о своей приёмной матери:
«Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась.
Если бы ей волю, она бы всё раздала»
Здесь мы можем говорить о с одной стороны щедрости Раневской, а с другой о неумении обращаться с деньгами, копить их – о недостатке финансовой грамотности.
Об обращении с деньгами
Продолжим уже начатую тему. Не уверена, что это можно назвать конфликтом, но Любовь Андреевна раз за разом сталкивается с материальным миром и проигрывает ему. Помещица бедна:
«Нет у меня денег, голубчик»
Однако совершенно не потому, что случилось нечто не предвиденное, от неё не зависящее. Напротив, бедность Раневской – следствие её поступков: её излишней доверчивости и неосмотрительности. Ведь не поведись она с шарлатаном за границей, то быть может смогла сохранить и своё имение, и любимый сад.
В то же время Любовь Андреевна прекрасно понимает, что делает что-то не так:
«Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно»
Но при этом словно не видит или не желает видеть свою ошибку в распоряжении финансами. Хотя нет, не так. Раневская намеренно не хочет что-либо менять в себе и своей жизни. А потому закрывает глаза на свои излишние и совершенно бесполезные траты. Женщина лишь причитает изредка:
«И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего»
Однако здесь интересна не только реплика Чеховской героини, но и небольшое уточнение Антона Павловича: «Садится и тихо напевает», - говоря это. А также ремарка для предыдущих слов: «Уронила портмоне, рассыпала золотые», - и «Ей досадно». Чехов очень тонко обыгрывает душевную отрешенность Раневской через её действия. У читателя создаётся впечатление, что перед ним человек не из этой реальности, чуждый ей. Таким образом прослеживается ещё один конфликт помещицы: условная духовность против материальности. Невозможность существования Раневской в мире, где необходимо знать цену деньгам, потому что Любовь Андреевна эту ценность не понимает.
Немного позже выскажусь, почему употребила словосочетание «условная духовность».
Последний штрих с финансами. Ещё одним свидетельством несерьёзного отношения помещицы к деньгам является следующая реплика:
«Ну… Тысяч десять-пятнадцать, и на том спасибо»
(говорит она это в ответ на фразу Лопахина: «Сколько она пришлёт? Тысяч сто? Двести?» И что показательно Ермолай Алексеевич тут же выдаёт точнейшую характеристику Раневской:
«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я ещё не встречал»)