Два обстоятельства помогли сформировать своеобразную узнаваемую поэтическую манеру Заболоцкого – его участие в литературном содружестве, называемом Объединением реального искусства, и увлечение живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника Заболоцкий пронес через всю жизнь.
Первая книжка поэта «Столбцы», вышедшая в 1929 году, выделялась даже на фоне разнообразных поэтических направлений того времени и имела шумный успех. Заболоцкий всю свою жизнь придерживался такого принципа: «Надо работать и бороться за самих себя. Вера и упорство. Труд и честность…»
Обостренное внимание к живой человеческой душе привело Заболоцкого к психологически насыщенным жанрово-сюжетным зарисовкам, к наблюдениям, как судьба отражаются в человеческой внешности.
Приведенное стихотворение ставит вопрос о значимости красоты внешней и внутренней. Так ли важно женщине быть красивой? Про мужскую красоту говорят, главное, чтобы мужчина был хоть чуть красивее обезьяны. А вот про женскую слагают легенды. Красота Елены Троянской послужила поводом к развязыванию войны. Слухи о красоте индийской царицы Падмавати заставили султана Хилджи напасть на царство ее мужа. Но ведь внешняя красота – всего лишь фасад, за которым либо сокровище, либо пустота. А бывают ли вообще некрасивые женщины? Может быть, бывают просто уставшие?..
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?