Здесь, как мне кажется, всем очевидно, что у ребёнка должен быть стол и стул. Вот и всё рабочее место.
Но рассказать я бы хотела о том, как организовать рабочее место учителя (в данном случае, родителя).
У нас так получилось, что в комнате есть окно и большой подоконник. Вот напротив него и стоит рабочий стол.
Я сижу левым боком к окну,
а за спиной у меня есть ещё пространство, на котором можно расположить какие-то нужные вещи.
Итак.
Главная мысль — всё, что вам может понадобиться, должно быть доступно. Руку протяни — взял.
Абсолютно всё.
Почему?
В начале, когда занятия были очень хрупкой конструкцией, и любая мелочь могла их прервать, я пришла к этому простому выводу.
Объясню.
Сидит пишет ребёнок. Сломался карандаш, мы не бежим его точить куда-то, а спокойно даём другой, стоящий вот прямо тут. То же самое с ручкой. Пишет, перестала. Ребёнок: Ой!!! А вы спокойно протягиваете, заранее заготовленную ручку.
И так со всем.
- Ой, у меня руки грязные. Пойду в ванную.
- Пожалуйста, вот салфетка.
- Ой, у меня стол мокрый.
- Вот сухая салфетка.
- Ой, у меня палец поцарапался.
- Вот жидкость для обработки, ватка и пластырь.
- Ой, у меня ноготь длинный.
- Вот маникюрные ножницы.
- Ой, надо нарисовать, пойду за листом бумаги.
- Вот, лист бумаги.
- Ой, мусор, надо сходит выбросить.
- Вот, коробка для мусора.
И так можно продолжать до бесконечности. Думаю, у каждого может сложиться свой набор. У нас свой.
Естественно, все материалы к уроку и вспомогательные тоже (пособия, тетради, линейки, шаблоны, клей, картон и так далее), все они должны быть на расстоянии вытянутой руки. Не в какой-то папке, коробке закрытой, шкафчике, пакетике. Нет.
Возникла необходимость в учебнике, буквально в тот же миг вы протягиваете руку и оп-ля учебник здесь.
А не -подожди, подождииии, я сейчас, воооот, сейчас, ой, что-то застрял замок-.
Ага.
Это вы здоровым детям рассказывайте. Аутист в это время из последних сил хватается за остатки внимания, воли, концентрации. И в тот момент, когда вы радостно водрузите учебник-тетрадь-карту-рисунок на стол, перед вами может оказаться не тот ребёнок, что был минуту назад. И вам придётся опять привлекать внимание, а потом вздыхать:
- Ах, как он не собран.
В такой момент хочется сказать: - Сама соберись.
Это может показаться незначительным организационным моментом, а вокруг стола всё будет выглядеть, как барахолка. Но это очень важно. Особенно на первых порах.
Когда ребёнок с огромным трудом держит внимание. И любое переключение разрушает концентрацию.
Спешу опередить и сказать, что со временем такая организация рабочего места становится не столь важной. И я вполне могу спокойно пойти в другую комнату за забытым пособием, или таки пойти точить карандаш, или долго что-то искать. И это никак не повлияет на внимание Гриши.
Но это теперь. Спустя полтора года после начала.
Раньше всё было очень неустойчиво, и вот такой способ организации пространства очень способствует сохранению столь хрупкого внимания ребёнка.
А никак не фраза: - Будь внимателен.
- Сама будь внимательна.
Итак.
Правильная организация пространства вокруг рабочего места — залог сохранения внимания ученика.
П.С. Если кто-то вот прямо сейчас решит собрать всё, что надо у стола (Важно, не на столе, а у стола. Рабочий стол должен содержать только то, что непосредственно относится к уроку и расписание), то будьте готовы, что, возможно, первое после этого действия занятие придётся посвятить изучению всех этих вещей вместе с ребёнком.
П.С. 2. Так же не случайно пособия и материалы для уроков у нас лежат за моей спиной или на коробке. Это для того, чтобы Гриша их не видел. Чтобы они не отвлекали его внимание. Все остальные вещи он много раз видел и привык к ним. Так что, если появляется что-то новое, то до занятия прикройте это бумагой или ещё чем, чтобы не привлекать внимание ребёнка, а потом не выдёргивать это из его рук: - Подожди, это потом, на математике, а сейчас у нас русский.
А сейчас ребёнку что? Сделать вид, что он не видел? Открою для кого-то тайну. Он такого сделать не может.
Удачи и терпения вам!