Медитативная история о сплетении вымысла и реальности, спасительной и разрушающей силе искусства. Очень неторопливо, очень в духе Мураками.
В России Мураками привычно записали в разряд литературной попсы, а вот на западе ему принадлежит слава высоколобого интеллектуала и главного претендента на Нобелевскиую премию. В родной Японии на премьеру книги Убийство Командора, 14го по счету романа Мастера, выстраивались очереди, сравнимые с очередями поттероманов к выходу нового тома. Вот и мне с началом прохладного сезона резко захотелось чего-то медитативного, как раз такого, на что неторопливый Мураками мастер.
От 36-летнего художника-портретиста уходит жена, и он пускается в не то побег, не то странствие, заканчивающееся в полузаброшенном доме другого художника, старого и известного. Как и в любой книге Мураками, главный герой неспешно живёт, обстоятельно готовит, слушает пластинки и обязательно занимается сексом. И как в любой книге Мураками, параллельно начинает происходить потусторонняя жуть, только не страшная, а такая же обыденная, как поход в магазин за тофу для супа (ну или за ягодным лукошком в Пятёрочку моём случае).
В программе заявлены: одинокий загадочный миллионер (привет, Гэтсби!), похищение маленькой девочки, ожившая картина, путешествие в потустороний мир (привет, Данте!) — однако даже из такого забористого набора Мураками умудряется сделать спокойную, неторопливую притчу для долгого осеннего вечера под пледом с кружкой чая.
Книгу корят за затянутость, мол два тома ничего не происходит — однако для меня в этом и проявляется контрформа, пустота, воздух — совершенно необходимые для того, чтобы история зажила. Размеренность, неторопливость текста подсвечивает те же черты в жизни героя. Ведь всю дорогу ничего не выбивает его из привычной меланхолличной колеи, и даже очень странные события в духе Твин Пикса ровным счетом ничего в этом медлительном распорядке не поменяют (ну ладно, чуть-чуть поменяют, но здесь без спойлеров).
Говорят, Мураками по своей природе больше западный писатель, чем восточный. Но для меня, как и для миллионов он всегда был и остаётся главным рупором японской культуры и японского взгляда на мир. Нет, это не остросюжетный блокбастер и не детектив, не триллер и не фентези. Но не мне вам рассказывать, как все-таки уютно и тепло бывает иногда завернуться в два тома прекрасно написанного и переведённого неторопливого чего-то!
Eщё больше интересненького в моём телеграмм-канале и инстаграме
#что почитать #читательский дневник #книжная полка #мураками #убийство командора