Найти тему
От Байкала до Амура...

"БАМ — моя молодость", — говорит Вячеслав Аксенов

Оглавление

В Таксимо наш электровоз пришёл уже под именем «Вячеслав Аксёнов». Руководство ВСЖД таким образом отмечало бамовцев — Героев Социалистического Труда.

Не успела подумать о том, что было бы здорово поговорить с самим героем, как моя спутница, Лариса Норина, воскликнула: «А вот и он сам». В светлом костюме, весь такой ухоженный и интеллигентный.

— Что для вас БАМ? — обратилась я к нему.

— БАМ — это моя молодость. Это — Звёздный, моя жена и первый ребёнок. Это моя семья, мои друзья.

— О чём чаще всего вспоминают ветераны, встретившись в поезде?

— О том, как работали. Сначала рубили просеку, потом стали монтёрами пути. А с Виктором Лакомовым занимались укладкой рельсов. Зимы тогда были холодными, снежными.

Вячеслав Аксёнов был бригадиром. На БАМе — 20 лет. Сейчас живёт в Красноярске, занимается общественной работой. Является членом правления Всероссийской общественной организации «Трудовая Доблесть России», где заботятся о сохранении и развитии лучших традиций нашего народа.

— Как, на ваш взгляд, организован нынешний праздник?

— Отлично, особенно на Бурятском участке БАМа. И руководитель Республики с нами вместе едет, на каждой станции награждает и строителей, и железнодорожников. Я в своё время в Кичере жил.

А сегодня утром на встречу пришли те, кто остался в этом посёлке жить. Столько было эмоций, воспоминаний, слёз! Очень душевно проходят все мероприятия, отличное обслуживание. Постарались железнодорожники!

Памятник дружбы народов

В ходе поездки я старалась находить время для общения с людьми, которые остались в бамовских поселках. Просто было интересно, как они живут, что думают о будущем.

Одна из жительниц Нового Уояна пришла на праздник с внуком. В 1981 году она приехала в Уоян из Башкирии. Работала в комбинате промышленных предприятий, занималась снабжением. Здесь вышла замуж, родила детей.

— На праздник даже не пригласили тех, кто работал со мной в те годы, — с горечью заявила пожилая женщина. — Как живём? Трудно. Работы нет — одна железная дорога. Пенсии маленькие. Продукты дорогие. С медициной проблемы. Вот и единственный наш врач уезжает.

Юлия Демидова, проживающая сейчас на станции Юктали, в своё время приехала на БАМ из Казахстана, здесь и обосновалась. Семья, дети, внуки.

— Прилетели на кукурузнике, путей-то тогда не было, — вспоминает она. — А живём, как все. И уезжать нам отсюда некуда.

На станции Хани познакомилась с Виталиной Цветовой, молодой красивой женщиной. Строить БАМ приехали её родители из Украины. 38-летняя женщина — многодетная мама, у неё трое детей. Работает в ЭЧ-10 (станция электроснабжения), получает приличную заработную плату — 45-50 тысяч, и всё её здесь устраивает.

Не зря на многих мероприятиях магистраль величали действующим памятником дружбы народов. Что касается работы, то в Тынде в выступлении помощника Президента РФ прозвучала мысль о том, что основная проблема развития БАМа — кадры. И главная задача, на его взгляд, возвращать сюда люд

За три тысячи километров

Главные празднества прошли в Тынде, где я раньше никогда не была. Уютный, ухоженный город. Много молодых людей с детьми. Доброжелательные красивые лица (метисы всегда выгодно отличались своей внешностью).

На вокзале встретили нашего ветерана — Теймураза Джерапова, который, несмотря на сложнейший велопробег «Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре», выглядел бодро и подтянуто.

После приветственных речей состоялось возложение венков к памятнику В.П. Мирошниченко. Гости посетили музей истории БАМа, где в стоящем рядом вагончике всё было так, как 45-лет назад. Изюминкой праздника стало шествие (а потом и выступление) оркестров Международного военно-музыкального фестиваля “Спасская башня”, за которыми мы так же гордо прошли по улице Красная Пресня.

В своём видеобращении Владимир Путин отметил, что «в числе приоритетов — масштабная модернизация БАМа и Транссиба, увеличение их пропускной способности к 2025 году до объёмов свыше 200 миллионов тонн грузов в год».

Потом был телемост, на котором разрешение на начало движения по новому железнодорожному мосту дал гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозёров. И происходило это в нашем родном городе, за три тысячи километров!

Гала-концерт на площади 25-летия БАМа открыли “Новые самоцветы”. Чуть позже выступили «Фабрика» и Сергей Трофимов. Певец как-то не впечатлил, даже своей коронной песней про город Сочи. Последним аккордом стало выступление группы «Дискотека Авария».

Меня, например, очень позабавило, когда солист, сдернувший с себя футболку, стал неистово разбивать свою гитару. Но этого, к счастью, многие наши ветераны уже не увидели. В этот момент они были уже в вагоне.

Вместо послесловия

В ходе поездки я познакомилась со многими замечательными, талантливыми людьми. Светлана Седых — член Союза писателей России, готовит книгу о бамовцах. Владимир Онищенко, бывший путеец, в своей зелёной курточке, сохранившейся со времён стройки, замечательно исполнял песни под гитару. Он тоже готовит новый творческий проект, посвящённый строителям магистрали.

Павел Толмачев, композитор из Северобайкальска, всю жизнь посвятил БАМу. Его песни отличаются напевностью и простотой. Геннадий Бурдин, фотограф газеты «Северный Байкал», также рассказал о своих будущих проектах. А потому будут новые книги, песни и фильмы о БАМе, самобытные и интересные. Будут новые публикации и в нашей газете.

Конечно, ближе познакомилась с некоторыми ветеранами БАМа, членами нашей делегации. В целом, все они удивительные люди. Умеющие радоваться жизни, как дети, сумевшие сквозь десятилетия пронести и сохранить бамовскую сплочённость и дружбу.

Они поддерживают связь с женами и детьми тех строителей магистрали, которых рядом уже давно нет, помогают им, поддерживают. И на героев даже не похожи — обыкновенные люди, живущие, как все. Они также сталкиваются с несправедливостью, горем, безнадёгой. Например, Александр Бондарь отдал бы все свои награды и звание героя, только бы был жив его сын. Скупые мужские слёзы на его глазах о многом говорили.

И всё же БАМ — дело всей их жизни. Большое. Настоящее. И слова песни «не каждому дано так щедро жить — друзьям на память города дарить» не просто красивые слова. Они оставляли друзьям новые города и посёлки, а теперь, встретившись в них вновь, возвращались в годы своей беспокойной молодости.
Судя по всему, нынешнее поколение железнодорожников и строителей, рабочих и инженеров достойно продолжит начатое ими дело. И это радует.

О том, как всё начиналось можно прочитать здесь