Найти тему
Из глины и огня

Интерпретация образов народного искусства на занятиях в ДПШ "Майстэрня"

По моим наблюдениям, сегодня в обществе можно наблюдать два параллельных явления. С одной стороны растёт интерес ко всем видам декоративно-прикладного и изобразительного искусства, набирают популярность как частные школы и студии для детей, так и курсы и мастер-классы для взрослых. Растёт количество ремесленников и людей, чьё хобби так или иначе связано с декоративно-прикладным или изобразительным творчеством. Но, с другой стороны, не всегда деятельность этих людей, школ и мастер-классов носит характер систематического обучения, связанного с развитием вкуса, эстетическим воспитанием, знакомством с культурой и искусством. Нередко, особенно в прикладном искусстве, процесс обучения сводится к копированию определённого эффектного эталона или демонстрации определённого приёма и выполнения с его помощью изделия, которое пожелает участник мастер-класса. Такой подход неизбежно ведёт к самодеятельности и профанации, а процесс обучения становится полностью оторванным от культурного контекста.

Похожую ситуацию можно наблюдать и на занятиях в объединениях по интересам с детьми. Информационное поле, окружающее детей, - это не всегда качественная продукция с изображениями героев мультфильмов и комиксов, информация из сети Интернет, использование которой, как правило, неподконтрольно родителям и педагогам. В итоге дети стремятся повторить в своей деятельности образы любимых героев либо реализовывать шаблонные образы массовой культуры (валентинки, атрибуты Хэллоуина, поздравления с 23 февраля и 8 марта и т.д.). Мои коллеги, педагоги изобразительного искусства, не раз рассуждали о поэтапных «инструкциях» по рисованию, которые распространены в интернете. Как правило, дети рисуют по ним какого-либо героя комикса, мультфильма или сериала. Их радует некий мгновенный результат, и они приходят заниматься в студии и художественные школы с желанием продолжать такую деятельность. Конечно же, это не имеет никакого отношения к эстетическому воспитанию, развитию вкуса, культуры и получению знаний в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В то же время можно наблюдать нарастание интереса к традиционному искусству, как мировому, так и белорусскому, копирование и интерпретацию образов народного искусства в деятельности многих организаций, художников, дизайнеров, ремесленников, что свидетельствует об интересе населения к своей родной культуре.

Цель художественного образования состоит не столько в обучении ремеслу, сколько в первую очередь в эстетическом воспитании, в том, чтобы помочь ребёнку прикоснуться к наследию мировой культуры, осознать свои наблюдения и выразить свои мысли средствами выбранного вида искусства.

Становление художника начинается с копирования. Известный русский художник И.Э.Грабарь писал, что «грех» многих художников в том, что они начинают с произведений, которые владеют их мыслями и чувствами. Художник вживается в произведения великих мастеров, идентифицирует себя с ними. По мере профессионального роста настоящий художник становится самим собой в процессе диалога с другими произведениями, синтезирует и переплавляет в своей деятельности творческие «Я» других художников. Таким образом, творчество начинается с диалога с произведением, взаимодействие с ним начинается с копирования, изучения.

Интерпретация – переосмысление чего-либо в самостоятельное произведение. У интерпретации есть два основных значения: способ познания и способ создания. Если ученик идёт на выставку или смотрит альбом с репродукциями, он познает искусство через интерпретацию. А если, вдохновившись чужими произведениями, создает на их основе своё произведение, использует метод создания нового через интерпретацию созданного.

Копирование необходимо для того, чтобы лучше понять технику и мышление автора. Сложность обучения детей декоративно-прикладному искусству нередко заключается в том, что творческий поиск детей в определённой степени сдерживает технология выполнения. Народное искусство имеет большой потенциал для обучения, поскольку его образы «шлифовались», стилизовались многими поколениями мастеров, пока не стали максимально выразительными, максимально соответствующими материалу и технологии создания.

Как пример работы над интерпретацией народных образов в детском творчестве можно продемонстрировать организацию занятий в декоративно-прикладной школе «Майстэрня», в частности, работу над проектом «Использование образов народного искусства в творческой деятельности учащихся ДПШ «Майстэрня» на примере создания мозаичного панно для интерьера «Древо жизни».

Проект был направлен на то, чтобы через изучение традиционного искусства – его образности, символики, технологии – учащиеся смогли понять и почувствовать народную эстетику, специфику и пластику материала, с которым работают, и, благодаря этому, смогли бы создавать сои авторские изделия, цельные с художественной точки зрения и связанные с национальной традицией.

Занятия были построены таким образом, чтобы, во-первых, изучение традиционной технологии происходило через копирование образцов народного искусства, во-вторых, первые творческие задания были связаны с интеграцией различных видов искусства в одном изделии, в-третьих, чтобы авторские работы опирались на формы и мотивы традиционного искусства.

В ходе работы над проектом педагогами ДПШ «Майстэрня» был разработан ряд заданий, которые помогли учащимся при изучении технологии приблизиться к пониманию эстетики традиционного искусства, почувствовать особенность материала и дать импульс для развития творческого потенциала учащихся.

Акцент был сделан на схожести некоторых технологий в различных видах декоративно-прикладного искусства, возможность адаптировать эти технологии к технологиям другого вида искусства. В ряде случаев такой подход давал возможность почувствовать выразительные и пластические возможности и особенности разных видов народного декоративно-прикладного искусства.

В начале были проведены занятия, направленные на изучение аналогов. Во время работы над проектом были изучены символика древа жизни в белорусском народном искусстве и традиции решения этого образа в разных видах искусства (ткачество и вышивка, вытинанка). Также был изучен образ птицы в народном искусстве, его символика и использование в произведениях, особенности стилизации.

Был проведён ряд занятий, направленных на создание копий или близких к оригиналам работ (глиняные птички, соломенные птички, вытинанки древо жизни).

-2

Следующим этапом в работе стало творческое переосмысление традиционных образов одного вида искусства приёмами другого. Например, для выполнения росписи по стеклу ребята адаптировали композиции с древом жизни, используемые в вытинанке.

-3
-4

Итогом проектной деятельности стала работа над интерьерным панно “Древо жизни”. Было решено традиционный для белорусского искусства образ передать необычным образом – с помощью мозаики из битой посуды.

-5

Подводя итоги проекта, можно отметить, что такая организация работы в ДПШ “Майстэрня” помогает не только лучше чувствовать материал, но и помогает детям создавать стилизованные образы учитывая материал, в котором они будут работать.

Над проектом работали педагоги школы @nina.ruban.akvarel и @hannaniczyparovicz