Найти в Дзене

Как правильно инвестировать на фондовом рынке?

Анализ акций. Базовые принципы фундаментального анализа: как правильно читать отчет о прибылях и убытках и баланс? На какие моменты обращать внимание.

1. Источники информации по компаниям

Один из ключевых вопросов для инвестора – как именно определять компании, акции, которые стоит включать в портфель. Что кроется за этими определениями? Из каких источников черпать необходимую информацию?

Источники информации:

1) Сайт компании, раздел «Инвесторам» (Investor Relations).

2) Квартальные отчеты и пресс-релизы к ним.

3) Конференц-звонки, которые проводят компании по итогам публикации отчетности.

4) Презентации для инвесторов и презентации к отчетности.

Новости по компаниям в СМИ.

5) Специализированные информационно-аналитические ресурсы

– Bloomberg, Thomson Reuters.

6) Аналитика брокерских компаний и банков.

2. Отчет о прибыли и убытках.

— Выручка и ее динамика. Так называемая top line. Для понимания того, насколько устойчива та или иная компания на рынке, и насколько эффективно выстроен ее операционный бизнес, необходимо видеть изменение выручки компании как в годовом, так и в квартальном выражении. Причем, некоторые компании публикуют отчетность раз в полгода.

— Себестоимость и операционные расходы. Себестоимость показывает, сколько денег тратит компания на то, чтобы поддерживать производство на необходимом уровне рентабельности. Она включает расходы на сырье, энергию, топливо, зарплату персоналу и некоторые другие мелкие статьи расходов. Операционные затраты – это, прежде всего, административные и коммерческие, такие как, например, затраты на сбыт, маркетинг, рекламу, командировки и проведение мероприятий.

— EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) – один из наиболее важных показателей. Почему он таковым считается? EBITDA – это прибыль компании до вычета процентов по кредитам и займам, курсовых разниц, налогов и амортизации. Важность показателя заключается в том, что он иллюстрирует финансовый результат компании, который она получает по итогам своей операционной деятельности.

К примеру, у сталелитейной компании это прибыль после себестоимости (сырье, зарплата, энергия, топливо), а также после операционных затрат (административные и коммерческие расходы).

Как считать EBITDA? Необходимо отметить, что в бухгалтерской отчетности по стандартам МСФО вы не найдете этого показателя. Компания считает его сама, и данные, как правило, можно найти в пресс-релизах и презентациях. Однако можно воспользоваться достаточно простой формулой, чтобы посчитать EBITDA самостоятельно и самому оценить данный показатель.

EBITDA = Выручка – Себестоимость продаж (за вычетом амортизации*) – Операционные расходы.

*Данные по амортизации основных средств (depreciation and amortization) можно найти в

третьей форме отчетности – отчете о движении финансовых потоков (Cash flow statement).

— Рентабельность EBITDA. Показывает отношение EBITDA к выручке компании. В «простонародье» просто «маржа». Это один из важнейших показателей, который демонстрирует эффективность работы компании. На нее влияют объем производства, изменения цен реализации, а также изменения себестоимости и операционных расходов.

Очень важно видеть ее динамику. К примеру, если рентабельность растет, значит все хорошо, компания жестко контролирует расходы и отлично чувствует себя на рынке (растут производство и цены). Если же, наоборот, рентабельность падает, значит либо рынок слабый, либо в самой компании наблюдается дисбаланс между объемом производства и ценой реализации с одной стороны и расходами – с другой. Как правило, компании стараются жестко соблюдать этот баланс, чтобы не показывать снижения рентабельности.

По каждому из секторов есть свои примерные уровни по сильной рентабельности. К примеру, для металлургии это 25-30%, а для ритейла – 5-10%. В каждом конкретном случае приходится оценивать рентабельность, ее динамику и сравнивать с показателями аналогичных компаний и сектора в среднем.

— Процентные (финансовые) расходы. Этот показатель указывает на то, сколько компания платит в отчетном периоде, чтобы обслуживать свои долговые обязательства (проценты по кредитам, купон по облигациям и проч.) Зная его, можно получить представление о том, испытывает ли компания трудности с выплатой по долгам.

— Чистая прибыль. Так называемая bottom line. Показатель, финализирующий деятельность компании в отчетный период. Демонстрирует, сколько денег в итоге получено к распределению между акционерами или для капитальных вложений.

3. Баланс

— Активы. Здесь нас, в первую очередь, интересуют денежные средства на счетах компании (cash & equivalents) и краткосрочные инвестиции (short-term investments). Также важно следить за дебиторской задолженностью и запасами.

— Пассивы. Здесь наиболее важным аспектом является долговая нагрузка компании, которая отражается в следующих показателях: краткосрочный долг (short-term liabilities) и долгосрочный долг (long-term liabilities). Краткосрочный долг показывает, какие обязательства компания должна закрыть в ближайшие 12 месяцев. Долгосрочный долг иллюстрирует, какие обязательства компания должна закрыть после

ближайших 12 месяцев. На основе этих показателей, а также на основе денежных средств можно посчитать и проанализировать долговую нагрузку компании.

4. Отчет о движении финансовых потоков

— Денежный поток от операционной деятельности (Cash Flow From Operating Activities). Это та наличность, которая поступает в компанию от операционной деятельности. Данный показатель является одним из важнейших, поскольку характеризует эффективность работы компании, ее успешность. Проще говоря, это доход от основной деятельности минус операционные расходы.

— Денежный поток от инвестиционной деятельности (Cash Flows From Investing Activities). Этот показатель иллюстрирует, сколько денег компания потратила в отчетном периоде на инвестиции (покупка активов, инвестиции в основные средства, покупка оборудования и прочее) и сколько получила от продажи имевшихся в ее распоряжении активов.

— Чистый денежный поток (Net Cash Flow). Эта величина получается путем сложения трех предыдущих показателей. Итоговый результат прибавляется к величине денежных средств на начало отчетного периода и отражается в балансе как кэш на конец отчетного периода. Именно за счет чистого денежного потока формируются запасы наличности на счетах компании.

-2

Анализ акций. Каким компаниям отдавать предпочтение при выборе для включения в портфель?

Каким же критериям должны соответствовать акции той или иной компании, чтобы после такого экспресс-анализа финансовой отчетности, их можно было рассматривать для включения в портфель? На наш взгляд, эти критерии таковы:

— Темпы роста выручки. Данный критерий важно диверсифицировать. К примеру, крупная компания может расти по выручке на 5-7% в год, и это хороший показатель. Более мелкая компания или относительно молодая может расти гораздо более высокими темпами – и 10%, и 20%, и 50%. Важно здесь, чтобы присутствовал сам фактор роста. Если компания за последние 3-5 лет ежегодно теряет в выручке, значит что то идет не так.

— Рентабельность EBITDA. Как уже был сказано выше, данный параметр может варьироваться в зависимости от сектора. Чтобы определить, насколько лучше или хуже компания выглядит по рентабельности по сравнению со своими аналогами-конкурентами, необходимо знать приблизительную рентабельность сектора. Например, для металлургии или нефтегазовой отрасли это может быть 30-40%, а для ритейла или электроэнергетики – 5-10%. Рентабельность по EBITDA репрезентативна только тогда, когда мы сравниваем ее со среднеотраслевым показателем, таким образом, делая вывод о преимуществе компании над аналогами или же, наоборот, об отставании.

— Чистая прибыль. Полагаю, данный показатель не нуждается в особых пояснениях. Компании, которые из года в год показывают убыток, мы для своих портфелей практически не рассматриваем. Убыток может быть разовым или циклическим. Разовый – это когда компания в отчетном финансовом периоде получила какой-то большой разовый (one-off) убыток (списание нематериальных активов или курсовые разницы), который повлиял на чистую прибыль и привел к убытку. При этом выручка и EBITDA могли и вырасти. Циклический – это когда компания относится к отрасли, которая в целом подвержена годовым циклам спадов и падений.

— Чистый долг. В целом компании, загруженные долгами, представляют определенную опасность. Мы редко рассматриваем к покупке фирмы, у которых Net debt/EBITDA выше 5,0. Бывают и здесь исключения, но в каждом конкретном случае они уникальны. Например, Teva (TEVA US) имеет существенную долговую нагрузку,

но мы все равно инвестируем в нее в силу ряда факторов:

а) основная масса долга у компании – долгосрочная;

б) компания с каждым кварталом сокращает долговую нагрузку и наращивает кэш;

в) компания успешно внедряет стратегию по жесткому контролю над затратами, что ведет к росту эффективности и чистой прибыли.

— Чистый денежный поток. Это очень важный параметр, который показывает способность компании к зарабатыванию и накапливанию кэша. Как от операционной деятельности, так и от продажи активов. Некоторые промышленные компании используют и такую тактику: покупают дешевый, но перспективный актив, развивают его и затем продают дороже цены покупки. Все это отражается в чистом денежном потоке. Естественно, к компаниям с отрицательным чистым денежным потоком мы относимся очень осторожно.