И кто из нас в детстве не учил стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»? Наверное, найдется мало таких. А кто до конца разобрался в значении всех слов, которые в нём встречаются? К какому дяде обращается лирический герой? Давайте обратимся к истории и словарю.
Стихотворение начинается до боли знакомой всем фразой: «Скажи-ка, дядя…». И можно предположить, что это обращение к родственнику. Но исторические документы говорят о другом. В царской России служба в армии длилась 25 лет, поэтому «дядей» для молодого солдата мог быть старослужащий воин, участвовавший в войне 1812 года.
Мы живём в другую эпоху, когда не только другим стал срок армейской службы, но и оружие, тактика боя, стратегия, да и название терминов. Давайте немного погрузимся в описание деталей обмундирования, которые встречаются в тексте.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Итак, давайте разбираться, что же это был за кивер и почему его нужно было чистить. Это головной убор цилиндрической формы, часто с козырьком и султаном. Первые кивера появились во французской армии в начале XIX века, а чуть позже перекочевали и в российскую. Их изготавливали из кожи, обтягивали сукном, спереди крепили герб. Кивер был довольно тяжёлым: мог достигать 2 килограммов. В зависимости от рода войск кивер содержал кокарду, помпон или султан, при этом высота составляла до 70 см! Удержать эту конструкцию на голове помогал подбородочный ремень, обшитый медными бляшками. Зачем нужна была такая помпезность? Для того чтобы на поле боя можно было издалека определить, кто перед вами: свой или чужой и к какому роду войск он принадлежит. Кроме того, они защищали голову от прямого сабельного удара.
Не только кивер чистили перед сражением, но и всю форму приводили в порядок. К бою готовились всегда, как на парад. Вот как вспоминал этот момент участник событий Ф.Н. Глинка: «Канун Бородина сохранился, конечно, у многих в памяти. Все ожидали боя решительного. Офицеры надели с вечера чистое белье; солдаты, сберегавшие про случай по белой рубашке, сделали то же. Эти приготовления были не на пир! Бледно и вяло горели огни на нашей линии, темна и сыра была с вечера ночь на 26-е августа…» Солдаты отказывались от положенной перед сражением винной порции, говоря: «Спасибо за честь! Не к тому изготовились: не такой завтра день!» Они молились: «Мать пресвятая Богородица! Помоги постоять нам за землю свою!». И только «к утру сон пролетел над полками».
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Лафет – это специальный колёсный станок для крепления орудийного ствола, еще он служит для перемещения тяжелых орудий. Вот такая ночёвка в полевых условиях у русских. Готовились к смерти, в то время как французы ликовали, предвкушая победу. «Удвоенные костры, установленные в несколько линий, пылали до самого Колоцкого монастыря. Эти не наши огни румянили наше небо и бросали какой-то кровавый отблеск на окрестности. Рокот барабанов, резкие звуки труб, музыка, песни и крики несвязные (приветный клик войск Наполеону) слышались у французов», - так писал потом Ф.Н. Глинка.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Кто же такие уланы и драгуны? Можно догадаться, что это рода войск. А если заглянуть в словарь, то можно выяснить, что это разные виды кавалерии. Уланы относились к лёгкой кавалерии, осуществляющей разведку, а драгуны – представители тяжелой кавалерии, их задача была нанести основной удар. В военной форме ничего случайного быть не может. Поэтому пёстрые значки – флажки, крепившиеся на древке уланской пики. Ими можно было просигнализировать. А конские хвосты на касках драгун способны были защитить от скользящих сабельных ударов. Это были атрибуты французской армии.
В.Г. Шевченко, 1970
Вот затрещали барабаны,
И отступила «бусурманы»,
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Рассказчик называет здесь «бусурманами» французов. В то время часто иноверцев называли так, хотя обычно это относилось к мусульманам.
Ещё важно заметить, что свое стихотворение М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году, к 25-летию годовщины победы над Наполеоном. Кстати, это не первое обращение поэта к теме знаменитого сражения. Семью годами ранее он пишет стихотворение «Поле Бородина», откуда он возьмет несколько всем нам знакомых строк.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Кстати, сами участники сражения с гордостью и благодарностью вспоминали своих военачальников. Унтер-офицер Тихонов считал, что такое начальство было, «какого не скоро опять дождемся. Чуть бывало кого ранят, глядишь на его место двое выскочат… Когда б не такое начальство, не так бы мы и сражались. Потому что, какое ни будь желанье и усердье, а как видишь, что начальство плошает, так и у самого руки опускаются. А тут <<…>> вилять никто и не думал».
Исторические документы и литературные произведения - хорошее подспорье для изучение фактов прошлого.