Найти тему

Антикризисный маркетинг для руководителя: что нужно знать о привлечении клиентов в 2020 году?

Оглавление

Привет! Мы — команда маркетингового агентства Passion Partners.

Одна из первых фраз, с которых мы начинаем общение с клиентами: чтобы выжить, нужно меняться. Если в ХХ веке одна и та же бизнес-модель могла обеспечивать устойчивый рост компании на протяжении нескольких десятилетий, то сейчас этот период сократился до нескольких лет.

А пандемия коронавируса стала и вовсе уникальным явлением — никогда ещё модели потребления не менялись так быстро. Буквально за несколько месяцев произошла революция в сфере цифровых услуг и продуктов.

Для одних компаний эта ситуация стала бустером развития, для других — серьёзным вызовом, требующим нового взгляда на продукт и поиска новой модели формирования ценности. О том, что ждёт бизнес в новой реальности и как в неё встроиться, расскажем в этом материале.

1. Ваши клиенты изменились

В период самоизоляции люди начали экспериментировать с новыми для себя продуктами и услугами.

Исследования Reach3 Insights показали, что среди потребителей:

— 76% приобрели новые привычки во время пандемии
— 54% во время пандемии попробовали новые продукты и бренды
— 89% планируют сохранить новые привычки и после пандемии

Как это влияет на бизнес:

Опыт взаимодействия с новыми продуктами и услугами, а также изменившиеся привычки и способы решать свои повседневные задачи, формируют в сознании ваших клиентов новые потребности и представления о комфорте. Эти потребности и поведенческие модели начинают распространяться и на другие сферы жизни, формируя новые ценности и критерии выбора.

Даже если вы работаете в сегменте b2b, принимает решение о сотрудничестве вполне конкретный человек — и на его выбор влияет не только стоимость ваших продуктов и услуг, но и их совпадение с потребностями как всей компании, так и её руководителя.

Что делать:

  • Интервьюировать ваших текущих или потенциальных клиентов
  • Выявлять потребности и изменения в привычках: что начали нового делать в карантине? Что изменили в своих повседневных процессах? Что из этого планируют поддерживать и развивать дальше?
  • Адаптировать продукт и маркетинговую коммуникацию под новые модели поведения

2. Ваши конкуренты изменились

Переход в онлайн проявился практически во всех сферах экономики — компании внедряют в свои процессы цифровые инструменты, производят новые виды контента, создают новые продукты. По данным Influencer Marketing Hub:

— 76% приобрели новые привычки во время пандемии

— 54% во время пандемии попробовали новые продукты и бренды

— 89% планируют сохранить новые привычки и после пандемии

Как это влияет на бизнес:

Рынок развивается и наполняется новыми ценностными предложениями, в том числе за счет появления новых игроков, пришедших из смежных сфер. Кто-то демпингует, кто-то расширяет продуктовую линейку и пробует новые форматы взаимодействия с аудиторией — так или иначе, каждый пытается привлечь внимание потенциальных клиентов и тем самым увеличить обороты и маржинальность бизнеса.

Чтобы не затеряться в усилившемся информационном потоке и выгодно выделяться на фоне конкурентов, необходимо искать свой собственный уникальный способ донесения ценности продукта до аудитории.

Что делать:

  • Анализировать тренды и динамику развития рынка
  • Развивать позиционирование и отстраиваться от конкурентов, создавая ценность для аудитории
  • Искать новых партнёров и агентов влияния

3.Ваша команда изменилась

Работая на удалёнке, компаниям пришлось по-новому взглянуть на свои процессы и представления об эффективности сотрудников. По данным Accenture

— 93% руководителей убеждены, что выживанию их бизнеса угрожает устаревшая операционная модель

— 86% маркетологов предполагают, что выполнить годовые KPI
— 46% офисных работников планируют перейти на удаленный формат работы после пандемии

Как это влияет на бизнес:

Кризис заставляет взглянуть по-новому не только на продукт и рынок, но и внутренние процессы. Нет никакого смысла в новом позиционировании или вирусной рекламе, если для совершения покупки клиенту приходится подолгу ждать ответа менеджера или искать нужный артикул в многостраничном прайс-листе.

Проблемы в операционной работе и системе управления, которые вы откладывали "на потом", тянут на дно и замедляют скорость принятия и внедрения решений. А соотношение ожиданий, нагрузки и получаемых результатов постепенно демотивирует команду.

Что делать:

  • Налаживать и автоматизировать ключевые процессы, отсекая неэффективные этапы и инструменты
  • Внедрять и развивать систему принятия решений на основе данных
  • Строить мотивационную модель на основе прозрачных и измеримых KPI