Будущий создатель оружейной империи Самюэль Кольт вёл своё происхождение от благородных американских джентри, активно способствовавших победе Революции. Его дед по материнской линии – майор Джон Калдвелл – был ярым патриотом, первым командиром добровольческой конной милиции Хартфорда, первым президентом городского банка, основателем приюта для глухонемых, одним из ответственных за строительство в 1796 г. Хартфордской мэрии. На момент рождения Сэма он был богатейшим жителем Хартфорда. Дед по отцовской линии – лейтенант Бенджамин Кольт - был значительно беднее, но мог претендовать на аристократические корни. Он вёл родословную от пэра Англии сэра Джона Коулта, который прославился как один из самых храбрых военачальников Оливера Кромвеля. Легенда гласит, что в одной из битв под ним убили трех лошадей подряд, сломали меч, но он сумел привести свои войска к победе. С тех пор семейным девизом стало: “Vincit qui patitur” – “Кто терпит, тот побеждает”. Бенджамин Кольт был способным кузнецом с обширными познаниями в механике.
Кристофер Кольт, отец Сэма, познакомился с его матерью - Сарой Калдвелл - очень романтическим способом. Он увидел, как лошади понесли повозку с беспомощной девушкой. Кристофер бесстрашно бросился наперерез и остановил их, тем самым спася Сару от неминуемой аварии. Следует отметить, что богач Калдвелл сначала был против брака дочери с юношей, пришедшим в Хартфорд пешком в поисках работы. Городской совет постановил изгнать его как нежелательный элемент. Однако стараниями Сары, Джон Калдвелл взял молодого человека под своё крыло, обеспечил работой, и тот надолго осел в Хартфорде. В апреле 1805 года Кристофер и Сара поженились.
Этот брак принёс 8 детей. Двое умерли в младенчестве. Сэм родился 19-го июля 1814-го года. В то время, у него были две старшие сестры – Маргарита и Сара Энн – а также брат – Джон. Следует отметить, что мать очень любила своих детей и часто их баловала. Это было возможно до 1819 г., когда разразился первый в США финансовый кризис. О его причинах до сих пор спорят историки, но факт то, что Кристофер Кольт разорился, и это серьёзно сказалось на его детях. Расходы на них были урезаны.
Хотя в начале 20-х годов 19-го столетия Кристофер основал выгодный текстильный бизнес, жизнь детей Кольта уже не стала прежней. 6-го июня 1821-го года в возрасте 40 лет от туберкулёза, который некоторые окрестили “белой чумой”, умерла мать семейства. Вскоре отец женился второй раз. И мачеха употребила все силы, чтобы дети от первого брака поняли, что им в новой семье не рады.
Но прежде чем Сара Кольт скончалась, она успела сделать интересный подарок своему сыну Сэму за то, что он научился читать. Это был однозарядный пистолет конца предыдущего столетия с кремнёвым замком. По одной версии он завалялся у старика Джона Калдвелла и был ему больше не нужен. По другой – Сара, серьёзно ограниченная в деньгах, смогла приобрести для сына за бесценок лишь эту игрушку.
Дело в том, что пистолет был неисправен. Ремонт надолго занял внимание мальчика. Легенда гласит, что Сэм уходил из дома, садился под деревом, разбирал пистолет по деталям, а потом собирал обратно. И так много раз. Замену неисправным частям он находил в мусорной куче у местного оружейника. В конце концов, он отремонтировал пистолет и сделал первый выстрел. Эта история настолько воодушевила его, что с тех пор Кольт никогда не расставался с оружием.
Какой именно пистолет отремонтировал шестилетний Кольт неизвестно. Скорее всего, это был один из тех однозарядных кремневых пистолетов, которые принято называть Кентуккийскими. Название произошло от того, что пистолеты производились теми же оружейниками, что делали Кентуккийские винтовки, в том же стиле и из тех же материалов. Дикая местность Кентукки славилась охотниками, носившими винтовки, произведенные в Пенсильвании – штате первых американских оружейников. Название “Пенсильванская винтовка” не стало популярным, хотя иногда употреблялось, а вот “Кентуккийская винтовка” быстро распространилось, хотя менее точно обозначало происхождение оружия.
Первые пистолеты местного американского производства историки относят к 1750-м годам. Они имели круглый или круглый-потом-октагональный ствол длиной 10-12 дюймов и крупный калибр вплоть до .70-го. Нарезные пистолеты появились в 1760-е годы и являлись редкостью. Деревянные части как правило изготавливались из ореха. Формы были прямыми, копирующими английское и французское оружие того периода. На окончании рукояти, как правило размещался массивный серебряный набалдашник в виде головы льва или собаки. Дело в том, что в те годы пистолет рассматривался не только как инструмент для производства выстрела. Он использовался также как дубинка. Рукоять должна была быть увесистой и крепкой.
После Революции и вплоть до войны 1812-го года производились Кентуккийские пистолеты более изящных форм, под стволом дерево истончалось, а стяжки делались из тонкого серебра или латуни. Появились пистолеты с полностью октагональными стволами. Калибры уменьшились, сместившись к .50-му. В качестве материала деревянных частей часто стал фигурировать клён, вскоре почти вытеснив орех. Также использовалась древесина вишни и некоторых других фруктовых деревьев. Набалдашники на рукоять стали делать тонкими и гладкими, рассчитанными на то, что владелец закажет индивидуальную гравировку. Большая часть пистолетов производилась нарезными.
Какой бы пистолет ни достался маленькому Сэму, он наверняка был произведён до его рождения, т.е. относился к описанным выше. В принципе конструкции несложные. Но во времена, когда паровая машина считалась вершиной технического прогресса, они явно выходили за пределы бытового кругозора обывателей. Мальчик не только научился обращаться с пистолетом, но понял его устройство и основы ремонта. Несомненно, подарок матушки значительно повлиял на дальнейшее развитие Сэма и принятие им самостоятельных решений.
В странах с либеральным оружейным законодательством до сих пор есть возможность подарить ребенку Кентуккийский пистолет. Дешевые реплики производит американская фирма Traditions. Они имеют ствол 50-го или 45-го калибра длиной 10 дюймов. Есть вариант с кремневым замком, а есть – с капсюльным. Форма рукояти – птичья головка, появившаяся на американском оружии после 1812-го года. Так что полной идентичности пистолету Сэма Кольта, увы, нет. Пистолеты продаются как в уже собранном виде, так и в виде набора деталей которые надо подгонять и собирать. Набор дешевле – около 250 долларов США, а собранный пистолет встанет в 300 долларов или чуть менее.
С рукоятями из ореха и клёна делает Кентуккийские пистолеты итальянская фирма Pedersoli. Их внешний вид на порядок лучше, чем у продукции Traditions. Отделка класса люкс. Но и цена выше. В зависимости от типа замка (кремневый или капсюльный), калибра (.45, .50, .54) и длины ствола (10 3/8 или 16 5/16 дюймов) она колеблется от 450 до 550 долларов.
А что вам подарили в шесть лет? Повлияло ли это на вашу жизнь? Если бы родители презентовали вам пистолет, возможно, вы бы стали к нынешним годам успешными изобретателями и бизнесменами?
(с) Свен Железнов
Еще больше статей об оружии вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures
Читайте также:
Главный револьвер Гражданской войны: Кольт Арми 1860
Очень сложный Кольт: новая карманная модель, винтовка и ружьё Рута обр. 1855 г.
Револьвер завоевавший Запад: Кольт Нэви 1851
Гаранты демократии: Кольт Бэби Драгун и карманная модель 1849 г.
Любимый револьвер конных стрелков: Кольт Драгун
Револьвер для решения индейского вопроса: Кольт Патерсон
Cамый брутальный револьвер: Кольт Уокер