Приветствую на канале «Занимашки-Развивашки». Я - автор статей, логопед и специальный психолог по образованию и признанию! Делюсь опытом по ухожу, воспитанию и развитию детей от рождения до 6-7 лет. Если Вам интересны эти темы - подписывайтесь на мой канал!
Каждый ребёнок развивается индивидуально, по своему собственному графику, поэтому у специалистов в области медицины и педагогики нет четких возрастных границ для появления тех или иных навыков.
Например, уверенно ходить ребёнок может начать в 9 месяцев, и в 16 месяцев. В обоих случаях - всё в пределах нормы.
Так же и по звукам. В статье я расскажу о верхних пределах их появления, то есть к какому возрасту тот или иной звук уже должен быть в речи ребёнка. В противном случае - стоит обратиться к логопеду.
Возрастные нормы усвоения звуков.
- К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
- К трем годам ребенок осваивает [с’], [л’], [й], [з’], а также [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’].
Спешу напомнить, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. В слове «Лук» звук [л] твёрдый, а в слове «Липа» [л’] мягкий.
До 4-5 лет ребёнок может смягчать согласные в словах. Чай - «тяй», лапа - «ляпа».
- К 4-5 годам [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [с], [з]
- К 5-6 годам [р], [р’].
А если не произносит, то какие могут быть причины?
Рассмотрим наиболее распространённые из них.
- связанные с дефектами органов артикуляционного аппарата:
Артикуляционный аппарат - это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы, губы, носоглотку и др.), обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию).
1. Укорочённая уздечка (она позволяет языку подниматься высоко, а также затрудняет его движение.
2. Слишком большой/маленький/узкий язык (это затрудняет его движение).
3. Высокое нёбо (ещё его называют «готическим»)/низкое/прямое (это влияет на правильную артикуляцию большинства звуков.
4. Толстые/тонкие губы (это влияет на четкое произношение губных и губно-зубных звуков).
5. Дефекты в строении челюстей, которые ведут к аномалиям прикуса.
6. Дефекты строения зубов/зубных рядов.
- не связанные с дефектами органов артикуляционного аппарата :
7. Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи).
8. Недоразвитие фонематического слуха.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Может, когда-нибудь слышали о такой игре:
- Хлопни в ладоши, если услышишь [ш]. Шарик, суп, капюшон, роза, груша, жаба.
Ребёнок должен выделить [ш] в потоке остальных звуков.
9. Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Например, ребёнку трудно удержать язык в одной позе или выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики (вытянуть губы, удержать улыбку и др.).
10. Снижение слуха (даже если слух снижен на самую малость, это может качественно сказаться на нормальном произношении звуков ребёнком).
11. Неправильная речь окружающих близких. В таком случае ребёнок используемый ребёнком навык подражания действует во вред. Именно поэтому логопедами не рекомендуется коверкать слова и подстраивать свою речь под ребёнка. Надо произносить слова правильно (особенно в период активного овладения речью), ребёнок с самого раннего детства должен слышать неторопливую, чёткую речь, чтобы копировать именно её.
В каком возрасте у ваших деток появился звук [р]? Самостоятельно или обращались за помощью к логопеду?
Нажимайте «палец вверх», если понравилась статья.
Статья является интеллектуальной собственностью автора. При копировании материала - указывайте название канала и ссылку.