Найти в Дзене

Дайте правовую оценку правомерности действий прокурора по сбору информации

«Прокурор района подготовил и направил руководителям крупных предприятий и организаций, расположенных на территории района, запросы о предоставлении ему ежемесячно сведений и отчетов о расходовании денежных средств, поступающих из федерального бюджета. Дайте правовую оценку правомерности действий прокурора по сбору подобной информации».

Пункт 1 Статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон «О прокуратуре») предоставляет прокурору полномочия требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона «О прокуратуре» представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Однако в условии задачи отсутствует указание на конкретную информацию, поступившую в органы прокуратуры, о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Исходя из положений ч.2 ст.21 Закона «О прокуратуре», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

На необходимость соблюдения данных требований закона указано также в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» - проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. В качестве повода для прокурорских проверок предписывается рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Однако предмет проверки в уведомлении не определен, и из представленного уведомления не усматривается, что поручение прокуратуры было дано в связи с поступившей в прокуратуру информацией о конкретных фактах нарушения закона.

Также запрашиваются данные, которые есть в распоряжении других государственных органов.

-2

В Указании Генеральной прокуратуры РФ от 8 августа 2011 г. N 236/7 «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций» отмечено, что «анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о наличии фактов необоснованного вмешательства прокуроров в деятельность…. организаций при осуществлении проверочных мероприятий, истребовании документов и сведений, принятии мер реагирования по итогам проверок. Подобные действия грубо нарушают права и законные интересы указанных субъектов, несут в себе значительный коррупционный риск и создают предпосылки для иных злоупотреблений».

В данном Указании прямо запрещено необоснованно истребовать излишние данные и информацию открытого доступа. Прокуроров при проведении проверок обязывают «максимально использовать возможности получения необходимых информации и сведений из доступных официальных источников, в том числе сети Интернет».

Проверка, проводимая подобным образом, нарушает права юридического лица при осуществлении государственного контроля.

Конституционным Судом РФ в пункте 6 Постановления от 18.02.2000 №3-П было указано на длящийся неурегулированный характер сроков и порядка проведения проверок органами прокуратуры. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в пункте 4 Постановления от 25.03.2008 №6-П, пункте 3.2 Постановления от 26.02.2010 №4-П, из принципа юридического равенства вытекает требование, в силу которого однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.01.1998 №2-П, Постановлении от 18.02.2000 №3-П, Определении от 02.04.2009 №484-О-П, цели одной лишь рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

Из перечисленных правовых позиций Конституционного Суда РФ следуют основные права проверяемых:
В отношении проверяемой организации действует презумпция добросовестности, что, в отсутствие конкретных фактов нарушения законов, исключает предъявление требований о предоставлении документов, подтверждающих надлежащее исполнение законов проверяемой организацией.
Информация о проведении плановой проверки подлежит заблаговременной публикации в течение периода, предшествующего проведению указанной плановой проверки.
Право проверяемой организации быть уведомленной о проверке в разумный срок;
Право проверяемой организации быть информированной об основаниях проверки;
Право проверяемой организации на непредоставление документов, имеющихся в открытом доступе либо в распоряжении каких-либо органов государственного контроля (надзора), либо в случае несоответствия оснований проверки положениям ч.2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ»;
Право проверяемой организации на непредоставление проверяющим органам документов, в отношении которых не установлена непосредственная связь с предметом проверки.

Данное указание напрямую противоречит п.2 Указания от 08.08.2011 №236/7 Генерального прокурора РФ «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов местного самоуправления, иных органов и организаций» (далее — Указание), которая предписывает исключить из практики случаи проведения проверок при отсутствии к тому оснований, подмены иных государственных органов либо дублирования их функций, направления запросов в неуполномоченные органы и организации, необоснованного истребования у государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций документов, материалов и сведений, в том числе явно выходящих за предмет проверки, излишних данных, информации открытого доступа либо непредусмотренных форм статистической отчетности, а также данных, содержащих охраняемую законом тайну, в нарушение установленного порядка.

Таким образом, данное требование является неправомерным. Выполнение требований, содержащихся в уведомлении, повлечет за собой существенные дополнительные издержки, затруднят работу организации и выполнение уставных целей и прямого назначения организации.