Куликовская битва. Наряду с Великой Отечественной войной и войной с Наполеоном 1812-1814 годов она является одним из тех событий, на которых строится национальное самосознание русского народа и которые составляют его историческую память.
Но так ли много мы знаем о ней сегодня? С одной стороны в школе училось большинство из нас и какие-то отрывочные сведения о великом противостоянии между русским воинством и ордой Мамая в голове сохранились, но, увы, именно слово «какие-то» является здесь ключевым. И дело не в том, что для тех, кто достаточно давно покинул родную парту, многое успело стереться из памяти.
Дело в том, что в эпоху клипового мышления традиции, которой сейчас цветут пышным цветом, у людей появилась крайне вредная привычка: вырывать события из исторического контекста. В итоге в поле нашего сознания в лучшем случае остается дата, стороны конфликта и несколько ярких эпизодов события чаще мифичных, нежели исторических.
За скобками остается важнейшая цепочка причинно-следственных связей, приведшая к рассматриваемому событию ( битве, реформе), а ведь это напрямую нарушает один из основных законов исторического познания без которого не существует самой науки.
Сегодня, говоря об одном из величайших сражений в истории Руси, мы постараемся рассмотреть этот вопрос, как можно глубже. Для этого от обозначенного в заголовке события нам придется отступить на 143 года.
***
1237 год оказался поистине роковым для нашей страны. Именно тогда бесчисленные полчища татаро-монгол, покорившие незадолго до этого могущественных восточных соседей (Персию и Китай) обратили копыта своих коней в сторону славянских земель. Мощное, блестяще организованное, дисциплинированное воинство обрушилось на русские земли, словно ураган, сметающий все на своем пути. Главный удар пришелся по четырем крупнейшим историческим центрам: Рязани, Владимиру, Киеву и будущей российской столице Москве. Их разгром представлял не только колоссальную экономическую, но и духовную потерю.
Русь оказалась обречена на 300-летнею вассальную зависимость от монгольской орды, что фактически являлось юридической оккупацией страны. Трагические события XIII столетия бросали новый вызов, на который нужно было срочно искать адекватный ему ответ. Забегая вперед, скажу, что ответ этот был найден.
Доктрина Невского
Строго говоря, отношения вассалитета-сюзеренитета предполагают два возможных варианта их развития: или покорность или вооруженное сопротивление. Яркие эпизоды борьбы с татарами (Оборона Рязани, битва на реке Сить) отличались беспримерным героизмом, но конечо не могли внести кардинальных изменений в ситуацию.
Поэтому крупнейшие русские князья поставили главной своей задачей сохранение народа, которому наиболее важно было постепенно накапливать силы для того, чтобы в будущем сбросить с плеч ненавистное ярмо.
Наибольших успехов в реализации данной программы достиг молодой новгородский князь Александр Ярославович, которого за блестящие военные победы современники позже нарекут Невским.
Кстати то, что частицы пораженной русской самоидентичности стали в то время концентрироваться именно в Новгороде имеет символическое значение. Когда то именно здесь благодаря призванию варягов были заложены основы российской государственной системы, а теперь спустя лишь несколько лет после начала монгольской экспансии все еще громко и независимо звучала русская молвь, что вселяло в сердца пораженных нашествием иноземных захватчиков русичей надежду на лучший исход. Свою политическую деятельность юный Ярославич начал с установления дипломатических отношений с Ордой. В свое время Александра упрекали современники и порой продолжают критиковать потомки за то, что он проявлял слишком большой конформизм по отношению к восточным завоевателям. Такое мнение, что тогда, что сейчас сложно объяснить иначе, как верхоглядством.
Да, бесчинства, творимые татарами на русской земле порой становились для народа совершенно непереносимыми, что порождало ответную реакцию, но для серьезного сопротивления врагу сил еще явно не хватало, а разозлить могущественных завоевателей оно могло и весьма сильно.
Александр понимал это лучше многих потому он и выбрал формальную покорность ханам, которая обеспечивала Руси относительно стабильное существование пусть и не в лучших условиях. К тому же со стороны Пруссии и Швеции существовала гораздо более серьезная угроза в лице католических рыцарских орденов, агрессивные действия которых по насаждению католической веры на русской земле весьма беспокоили князя. Здесь не следует думать, что он был религиозным фанатиком и слепым адептом православной христианской доктрины.
В сохранении традиционной для Руси веры князь видел гораздо более глубокий смысл. Для него было важно именно сохранение русского имени, которое во многом определялось религиозной принадлежностью. Малейшее отступление от отечественных духовных традиций таило в себе крайне опасную перспективу потерять ту и так весьма слабую спаянность именно из-за отсутствия, которой Русь оказалась бы еще более беззащитна и перед татарами, а этого Александр допустить не мог.
Важно отметить и то, что его потрясающие военные успехи на западных границах Руси пробудили истинное уважение к нему в татарском Сарае, и это стало еще одним очком в его пользу.
Достаточно сказать, что со времени победы над шведами татары стали именовать Невского не иначе, как Искендер. До этого такой чести удостаивался лишь прославленный в веках Македонский. Таким образом, первичные контакты с сюзереном были налажены, и необходимо было дальше работать в этом направлении.
Здесь нужно сказать, что наибольший урон от ига, по крайней мере, на начальном его этапе представлял институт баскачества. Сбор дани татарскими чиновниками нередко сопровождался грабежом и убийствами, что не могу способствовать внутреннему укреплению Руси. Получение права взимания налогов и сборов непосредственно русскими князьями стало жизненно важным вопросом, который требовал обязательного решения.
Московские князья: искусство дипломатии.
После смерти Александра Невского, подвластные ему земли были разделены между тремя его сыновьями. Андрею достался отцовский новгородский удел, Дмитрию, был отдан родовой Переславль и младшему Даниилу, досталась провинциальная и малоинтересная в геополитическом и экономическом отношении Москва
Кто бы мог подумать, что именно эта в то время затерянная среди густых лесов деревенька станет иметь ключевое значение в истории российского государства.
Как это часто бывает после смерти такого выдающегося человека, каким, несомненно, был Александр Невский на Руси наступила эпоха безвременья. Казалось, что вновь вернулся тот страшный год, когда пришли в русские пределы татары. Двое старших сыновей князя развернули бескомпромиссную борьбу за ордынский ярлык на великое княжение в ходе, которой не стеснялись прибегать к помощи самих татар.
И вновь политика подчинения оказалась наиболее разумной. Сарайский хан недовольный внутренними непорядками в русском улусе стал благоволить младшему сыну Искендера и в итоге великокняжеский ярлык перешел во владение именно московской ветви Рюриковичей, а те сумели в высшей степени грамотно воспользоваться своим преимуществом. Тенденция дипломатических, а не военных взаимоотношений с Сараем стала приносить свои плоды.
Московским князьям пусть и не всегда законными способами удалось выйти победителями в противостоянии с Тверью, и если в этом случае их действия не были лишены личного честолюбия, то вместе с тем оказали весьма благотворное влияние на внутриполитическую ситуацию.
Сыновья первого московского князя Даниила достигли цели, задуманной еще их дедом: право сбора дани было передано русским князьям, что имело колоссальное значение для дальнейших событий.
На Руси выросло целое поколение, не знавшее татарских набегов - именно из его представителей будет в основном состоять воинство, которое выйдет биться с татарами на Куликовом поле.
Между тем наступил 1376 год.
Этот период в жизни Орды получил название «великая замятня». После смерти хана Джанибека в ордынских порядках наступила перманентная революция. Ханы сменяли один другого с невероятной быстротой, и вскоре расклад сил между монголами Русью на условной шахматной доске изменился диаметрально.
По сути, в Сарае наступила та же самая раздробленность, которая царила на Руси в 1237 году.
Пришла пора решительных мер. Укрепление московского княжества все больше укрепляло в русичах уверенность в том, что недалек день избавления от ненавистной монгольской тирании.
Играла свою роль и пропаганда.
Все чаще стали звучать со стороны авторитетных представителей духовенства слова о том, что пора объединиться и приложить все силы для свержения агарян.
Крепла и военная мощь русской земли. Власти, наконец, озаботились созданием по настоящему профессиональной армии, которая могла противостоять все еще грозному противнику.
Особое место в ряду выдающихся личностей той эпохи занял воевода Боброк-Волынский. Именно к нему в русских летописях впервые будет применен термин полководец.
Пробным камнем, будущему принципиальному сражению с татарами стала битва на реке Воже 1377 года. В ходе нее погиб один из прославленных ордынских полководцев мурза Бегич. Победа была полной, но она, же стала и предвестником грозы. Было совершенно ясно, что татары не оставят такое явный акт неповиновения без ответа.
Хан Мамай: Армагеддон для Руси.
Первые успехи русского оружия и в самом деле не могли остаться без грозного внимания ордынцев. К тому же там, наконец появился человек, который сумел вернуть Сараю былое могущество. Человеком этим оказался темник Мамай.
Не будучи по крови чингисидом и соответственно не имея прав на ханский престол, он сумел удачно воспользоваться ордынской неразберихой и ловко приводил к власти марионеточных государей, халифов на час, которые что важно беспрекословно ему подчинялись. Так вновь вернулось в орду подобие верховной власти, которая не собиралась терпеть своеволие урусов. Между тем, покорные до того времени данники во многом сами провоцировали хозяев на возможный конфликт. Тогдашний московский князь Дмитрий Иванович (впоследствии Донской) отказался платить осенний сбор, чем фактически бросил вызов Орде.
Именно тогда были произнесены вошедшие в историю слова ордынского властителя о том, что «Митька будет сидеть в колодке на базаре», а сам он превзойдет славу Батыя. Показательно, что единство народа, которое было явлено на Куликовом поле было вызвано не в последнею очередь именно теми планами, которые вынашивал Мамай в отношении Руси. Решив примерно наказать своевольных рабов, он намеревался не просто разорить русский улус, а полностью лишить его самостоятельности. Так, русская государственная управленческая система должна была быть полностью упразднена, а управление ею передано татарским наместникам. Декларировал восточный властитель и серьезные репрессии против духовенства и церквей, что до этого татары не позволяли себе никогда. Было ясно, что исход при таком серьезном вызове со стороны ордынцев может быть лишь два: или победа или смерть.
Битва на поле Куликовом.
Политика Мамая не оставляла сомнений в дальнейшем развитии событий. Необходимо было готовиться к войне. Сбор войск был назначен в Коломне 15 августа 1380 года. Ключевая роль в духовном наставлении войск была отведена русскому священству. Так собравшиеся ратники получили благословение от коломенского епископа Герасима, который сказал, что верит в храбрость русских воинов и будет истово молиться за их победу. Слово «воины» имело здесь особое значение. Впервые на борьбу с захватчиком вышла не толпа крестьян с топорами и вилами, а подготовленное войско не желавшее уступать врагу и пяди родной земли. Принципиальную высокодуховную роль сыграло и напутствие, полученное московским князем от известного церковного и общественного деятеля Серия Радонежского
6 сентября русская рать во главе с московским князем Дмитрием прибыла на Куликово поле.
Как и любое знаковое историческое событие, будущее великое сражение с годами обросло множеством красивых мифов. Мы намеренно не приводим здесь эпизод о поединке Пересвета с Челубеем, поскольку о нем уже и так писали достаточно много, но одну из легенд, связанную с нашей сегодняшней темой все, же хотелось бы рассказать.
Накануне битвы глубокой ночью князь Дмитрий выехал в сопровождении своего воеводы Боброка еще раз на Куликово поле, чтобы в последний раз взглянуть на место сражения. Неожиданно Боброк сошел с коня со словами: «Хочу, княже в ночь сию землю послушать». Князь понимающе кивнул боевому соратнику. Ходило много слухов, что волынский воевода чуть ли не волхв и может общаться с духами.
Вздохнув, Боброк проговорил: «Слышу я, плачет земля надвое: то, как старая мать над детьми басурманским языком приговаривает, то, как девица русская плачет: тонко. Ох, и велика будет цена победы. Только ты никому о том не сказывай, княже.» Теперь следовало обсудить последние детали того, как должно проходить завтрашнее сражение. Одну из главных ролей князь Дмитрий отводил Засадному полку, во главе которого поставил лично Боброка, а также своего двоюродного брата князя Владимира Андреевича Серпуховского. Московский князь строго наказал воеводе, не вводить в бой резерв раньше времени безапелляционно заявив, что «может долго придется ждать, а ты жди»…
Ночь кончилась. Начинавшее сереть небо предвещало туманное утро. Русичи молчаливо блюли строй своих полков, даже их дыхания, казалось, не было слышно. Тяжело бывает в самый страшный час боя: час ожидания атаки. Наконец послышались воинственные клики со стороны татарского лагеря. Пришло время, постоять за русскую землю, а если погибнуть так уж непременно с честью.
Эта гибель во многом и стала основной тактикой Куликовской битвы. Сложно говорить об этом без печали в голосе, но в первые ряды Большого полка нарочно было поставлены самые неопытные ратники. В их крови должен был захлебнуться первый, самый страшный вал противника. Понимая всю важность события, крайне неоднозначный поступок совершил сам князь Дмитрий Иванович.
Свои властные регалии он передал доверенному боярину Бренку, а сам бился с оружием простого воина в самой гуще баталии.
Храбростью подобное считать или безрассудством пусть каждый решает для себя сам.
Между тем первый приступ противника удалось выдержать. Мамай видел, что желаемого «блицкрига» не получилось и в его узких глазах заплясали первые искорки гнева.
Он посылает отборные тумены, а русские все стоят и стоят. Неужто их попы, прочли над ними какую- то особую молитву?
Между тем в неприметной чащобе, что стояла в тылу у сражавшихся шел горячий спор. Дорого стоило Боброку удерживать от необдуманных действий горячего княжеского брата Владимира. В отличие от него старый воевода мыслил головой, а не сердцем. Ему не нужен был местечковый успех, который не окажет принципиального влияния на ход сражения. Ему нужна была победа, а ее можно было достичь лишь терпением.
Битва уже подошла к той своей стадии, когда противники уже основательно устали, но при этом находятся в таком остервенении, что остановить их не может уже ничто.
Наконец татары вышли к устью Непрядвы.
Больше медлить было нельзя…
Мамай со злорадной улыбкой озирал поле сражения. Русских все- таки удалось сломить. Ну, теперь уж он им покажет….
Но, что происходит?
Его верные ордынцы, почему то начинают отступать и это явно не тактический маневр. В чем дело? Почему они бегут?
То соколом вылетел из дубравы во главе засадного полка князь Владимир Андреевич. Войско противника, не ожидая такого маневра, не разобралось даже в численности неожиданного подкрепления и побежало. Его сгубила беда, которая нередко бывает, свойственна в военном отношении всем восточным людям: если паника случается на одном участке фронта, то ей ничего стоит превратиться в общее бегство.
Так произошло и на этот раз. Воспользовавшись моментом русские войска сумели быстро организовать контрнаступление, которое продолжалось вплоть до реки Красивая Меча…
Гордо вознесся над Куликовым полем русский стяг, с изображением Спаса… Господь даровал силу и победу правым в сей сече. Сохранил Он Русскую землю от погибели.
И на краткий миг вытеснила светлая радость печаль и слезы по многим погибшим товарищам. Жива и жить будет Русская Земля.
Духовное значение Куликовской битвы.
Так уж сложилось, что в ходе сегодняшней беседы к главной ее теме мы подошли не вначале, а в конце. Дело в том, что рассмотреть означенный в заголовке данной главы вопрос, сложно без отсылок к его предыстории. Что стало одной из основных причин успешного завоевания Древней Руси монголо-татарами? Феодальная раздробленность и простая человеческая разобщенность. Ведь поначалу, когда грозные кочевники сожгли Рязань, в хорошо укрепленном Владимире лишь посмеивались, мол, так им и надо. Очень далеки владимирцы оказались от мысли, что скоро их постигнет та же самая участь.
И вот горький урок ордынского нашествия сумел внушить русичам, что сила может заключаться в одном лишь единстве. Правда слишком дорогую цену пришлось им заплатить за познание этой простой истины. Так в сложных условиях год от года десятилетие за десятилетием шла Русь к мысли о том, что Отчество это не Тверь, Москва и Владимир. Отечество это сама Русь-Россия. Так и сложилось, что биться в 1380 году с татарами пришли москвичи, владимирцы и ростовчане, а ушли с Куликова поля уже именно русские люди.
Еще долгих сто лет нависал над нашей землей пусть и основательно ослабший, но все, же завоевательный хомут, однако теперь было совершенно ясно: вместе мы сможем преодолеть все.