Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Гингер: прекрасный петербургский архитектор с трагичной судьбой

Оглавление

Думаю каждый, кто начал читать эту статью, любит искусство и интересуется им. Но как часто вам приходит в голову мысль - а кто стоит за произведением искусство, кто является его автором, какой у этого человека был характер и как прошёл его жизненный путь?

Я считаю, что наибольший эффект от произведения искусства наступает лишь тогда, когда мы знаем - кто его создал и чем этот человек был интересен. Мы соотносим творчество с его личностью и зачастую приходим к очень любопытным выводам. А в случае с архитектурой это имеет особое значение: всегда интересно изучать города, зная - кто их создавал. Сразу раскрывается более широкая картина мира, и мы начинаем смотреть на здания новым взглядом!

Сегодня я хочу рассказать вам об архитекторе с тяжёлой судьбой: сначала я раскрою его вам как личность, а после этого расскажу и покажу его основные постройки в Петербурге. Думаю, лучшего способа познакомить вас с архитектором Гингером нет!

На всякий случай уточняю, что все фото в статье (кроме архивных портретов Сергея Григорьевича) моего авторства. Ну а теперь начнём!

Биография Гингера: триумфы и падения

Сергей Григорьевич Гингер родился 29 марта 1869 года в Австро-Венгрии в городе Яссы (ныне Румыния) в семье купца иудейского происхождения Якова-Герша Гингера. Правда существуют версии, что Гингер родился в Новороссийске - этот вопрос до сих пор остаётся под вопросом (но так ли это важно?)

В подростковом возрасте Сергей Гингер переехал с семьёй в Кишинев, а оттуда отправился за получениями знаний в Одессу, где поступил в местное Реальное училище. Высшее образование Гингер получил в Риге, в Политехническом институте, там же он женился (это был первый его брак, в 1910-х годах он развёлся и женился на другой женщине) и перешёл из иудаизма в лютеранство.

Портрет молодого Сергея Гингера. Фото взято с сайта Томского мемориального музея "Следственная тюрьма НКВД" (nkvd.tomsk.ru). Первоначальный источник: личный архив правнучки Гингера - М.В. Гузеевой
Портрет молодого Сергея Гингера. Фото взято с сайта Томского мемориального музея "Следственная тюрьма НКВД" (nkvd.tomsk.ru). Первоначальный источник: личный архив правнучки Гингера - М.В. Гузеевой

Путь Гингера в качестве архитектора начался после переезда Сергея Григорьевича в Санкт-Петербург. В столицу он попал не просто так - здесь уже жили три родных брата будущего архитектора: Самсон (выдающийся врач-патологоанатом, доктор медицинских наук), Теодор (банковский работник и известный учёный-экономист) и Михаил (купец, управляющий Петербургско-Московского купеческого банка). В общем, надо понимать, что семья у него была не простая, деньги у Гингеров всегда были, что значительно облегчало начало творческого пути Сергея Гингера в качестве петербургского архитектора.

Однако свой путь в роли зодчего Гингер начал ещё до переезда в Петербург: в 1890-х годах Сергей Григорьевич принял заказ не от кого-то, а от нефтяной компании "Ротшильд". Для них Гингер спроектировал небольшой жилгородок в районе Новороссийска под названием "Русский стандарт". Фактически, Гингер спроектировал полноценный рабочий городок со всеми удобствами: здесь было и жильё, и необходимая инфраструктура.

В Петербурге Гингер сменил профиль своей деятельности, перейдя на частные заказы богатых домовладельцев. В этой роли Гингер прожил без малого 17 лет, создав за эти годы множество прекрасных зданий и сооружений Петербурга (их мы с вами и обсудим в этой статье, но немного позднее).

Портрет Сергея Гингера в зрелом возрасте. Фото взято из Википедии
Портрет Сергея Гингера в зрелом возрасте. Фото взято из Википедии

Серьёзные коррективы в жизнь Сергея Гингера внесла Первая Мировая война: архитектор добровольно пошёл служить в армию, где стал военно-полевым инженером для того, чтобы применять свои знания и умения, накопленные за жизнь, для победы армии своей родной страны. Революцию Гингер принял спокойно: он продолжил служить в армии, но уже в новой стране - так Сергей Григорьевич стал бойцом красной армии.

После войны Гингер продолжил заниматься проектированием - правда уже по большей мере как инженер. Впрочем, и в архитектурных конкурсах он активно участвовал: в 1920-е годы в СССР царила эпоха "бумажных архитекторов" (интересных и авангардных идей у зодчих того времени было много, а вот ресурсов на их исполнение не хватало - все деньги "съела" гражданская война, а потому архитекторы, можно сказать, проектировали "в стол", создавая тем самым архитектурные фантазии - бесполезные в практическом плане, но очень ценные с точки зрения искусства), так что и Сергей Григорьевич стал одним из "бумажных зодчих" Ленинграда, а потому его проекты того времени не были реализованы.

В 1933 году Гингер был назначен прорабом на строительстве фабрики-кухни в Кронштадте. К сожалению, во время этого Сергей Григорьевич кому-то не угодил - на него написали ложный донос, в котором его обвинили в растрате государственных средств. В наше время хорошо известно, как работали суды в 1930-х годах: полноценного следствия не было, и Гингер был осуждён за то, чего он не делал. Впрочем, наказание было не самым строгим: Гингера выслали в Томск, где он продолжил заниматься архитектурой - просто вдали от дома и семьи (Гингер был семьянином и любящим отцом, так что для него эта ссылка стала большим ударом).

В 1937 году Гингер всё ещё пребывал в Томске: именно тогда занесённая плаха репрессий окончательно добила Сергея Григорьевича. 1937 год катком прошёлся по многим жителям СССР, и, к сожалению, уже репрессированный Гингер не избежал этой участи:  на него завели повторное дело - теперь он обвинялся в контрреволюционной деятельности и в участии в антисоветском движении "Союз Спасения России". 20 октября Гингера арестовали, 7 ноября расстреляли.

Многие привыкли рассматривать репрессии в глобальном смысле: гораздо проще оправдать преступления сталинского режима, если принимать всё, что происходило, как простые цифры в статистике. Но на самом деле за каждым арестом и за каждым расстрелом кроется жуткое личное горе. И в этом можно убедиться, рассмотрев пример Сергея Гингера: человек посвятил свою жизнь Петербургу, он творил и учил творить других, более молодых зодчих. И вот как с ним обошлись - сначала прогнали из города, который стал для него родным, а затем и вовсе отняли жизнь. Для общего понимания ситуации я приведу Вам текст одного из последних писем Гингера, в котором он реагирует на рождение внука:

Дорогой мой, милый, славный Гришута [имеется в виду сын Григорий]… не могу тебе передать той радости, которую я испытал, когда узнал, что наконец-то и у меня появился внук, да ещё, как пишешь, чудесный. Теперь у меня прибавляется мечта жизни: повидать его в натуре!!! Любящий тебя всей душой папа!
Письмо сыну Григорию 25.06.1937 года

Увы, но желания Гингера не сбылись - внука он увидеть так и не успел. Гингера расстреляли спустя 4 месяца после написания этого письма.

Сергей Гингер был дважды реабилитирован: в 1950-х годах его признали невиновным в статье, за которую он был расстрелян, а в 1991 году ещё и оправдали по статье, за которую он был отправлен в Томск. Однако жизни человека уже было не вернуть - она была сломана: просто так, ни за что. И пускай город лишился столь талантливого архитектора - это не так важно. Важнее то, что огромная семья лишилась кормильца, дети лишились отца, а внуки - деда. К сожалению, так закончился жизненный путь прекрасного петербургского архитектора Сергея Григорьевича Гингера.

Думаю, единственное, что мы можем сделать - это почтить память этого талантливейшего человека, изучив его творческий путь. Так что давайте от грустной части моей статьи перейдём к более позитивной и обсудим то, чем жил Сергей Григорьевич - архитектуру!

Доходный дом Сегаля/Ширвиндта

Дата постройки: 1906
Адрес: 9-ая линия ВО, 18

Одной из первых работ архитектора Гингера стал доходный дом Сегаля на Васильевском острове, в которой Сергей Григорьевич как бы наметил курс своих дальнейших работ. Другими словами, Гингер сумел сформировать свой собственный "архитектурный почерк" на самом раннем этапе своей творческой деятельности, а уже в последствии он "оттачивал" его, делая свои постройки всё более и более интересными!

-3

В доме Сегаля соблюдена привычная для архитектуры Гингера конфигурация: вытянутый щипец, дерзко нарушающий симметрию здания, два эркера разных форм по бокам (прямоугольный и круглый) и скромный эркер посередине, который, теоретически, должен разгружать перенасыщенные деталями боковые части фасада, но фактически выглядящий как некая архитектурная шутка (уж слишком он не соразмерен соседним эркерам).

К сожалению, вся красота фасада дома Сегаля в наши дни скрывается от прохожих из-за своего отвратительного состояния: фасад явно не ремонтировался много лет, а потому все эти тёмные разводы как бы нивелируют интересную игру цветов керамической плитки на фасаде, окружающей не менее интересные маскароны.

-5

Грустно признавать, что многие шедевры архитектуры Петербурга находятся сейчас в ужасном состоянии - остаётся надеяться, что эта проблема с годами будет исправлена! Но стоит понимать, что нынешнее состояние здания не должно портить вашего общего впечатления от талантливой работы Сергея Гингера.

Доходный дом Каплуна

Дата постройки: 1907-1908
Адрес: Шпалерная улица, 44

Доходный дом Каплуна имеет много общего с предыдущей рассмотренной работой Гингера: собственно говоря, компоновка эркеров у двух этих доходных домов практически одинаковая - различия только в отделке и формах балконов, расположенных под эркерами.

-6

Да и в целом здания похожи как две капли воды - с первого взгляда это можно и не понять (действительно, облицовка фасадов выполнена в совершенно разной стилистике), но присмотревшись к архитектурным формам, всё сразу станет ясно.

-7

Впрочем, всё же доходный дом Каплуна выглядит более зрелым, нежели дом Сегаля - здесь свою роль сыграла отделка фасада. В отличии от дома Сегаля, фасад дома Каплуна украшен различными узорами и декоративными вставками, сами стены облицованы плиткой-кабанчиком, а эркеры и щипцы оштукатурены по всем канонам северного модера - рельефной "штукатуркой-шубой". Кроме того, нижняя половина дома украшена натуральным камнем - с помощью этого приёма архитектор Гингер создал очень интересный контраст штукатурки, кирпичной кладки и камня (подобный приём пользовался популярностью у зодчих Петербурга начала 20 века: его можно встретить в работах лучших архитекторов северного модерна - Лидваля и Бубыря).

На этом фото данный контраст видно особенно хорошо: оштукатуренный эркер, натуральный камень снизу и кладка "кабанчиком" сверху
На этом фото данный контраст видно особенно хорошо: оштукатуренный эркер, натуральный камень снизу и кладка "кабанчиком" сверху

Не могу не отметить ещё один очень интересный факт, который не особо связан с самим Гингером, но напрямую связан с доходным домом Каплуна. Дело в том, что спустя четыре года после возведения дома по проекту Гингера, вплотную к нему (стена к стене) был пристроен другой доходный дом, по проекту архитектора Бальди. И тут я бы просто хотел обратить ваше внимание на то, как искусно Бальди стилизовал свою постройку под работу Гингера - с первого взгляда кажется, что перед вами не два дома, созданных разными архитекторами, а одно цельное здание!

-9

Доходный дом Ульянова/Савина

Дата постройки: 1908-1909
Адрес: Большая Пушкарская улица 1, Съезжинская улица 8

Но не вся карьера Гингера состояла из однотипных доходных домов с двумя эркерами: прямоугольным слева и полукруглым справа - в таком случае я бы вряд ли стал писать отдельную статью об этом зодчем! Но нет, следующая работа Сергея Григорьевича - доходный дом Ульянова на Большой Пушкарской, кардинально отличается от всей прошлой деятельности архитектора!

-10

Замечу сразу, что как и в случае с доходным домом Каплуна, домом Савина сможет насладиться далеко не каждый: всё-таки бедственное состояние фасадов здания отпугивает многих прохожих. И правда - у дома Савина полностью видоизменён облик: начиная с того, что за годы существования штукатурка здания полностью выцвела и теперь оно предстаёт перед нами в "голом" виде, так что о первоначальном цвете фасада остаётся только догадываться. Благо многочисленные украшения фасада (лепка, маскароны и фигурки ангелочков-путти) сохранились почти в первозданном виде!

-11

Но о декоре поговорим потом, давайте лучше поговорим об общем виде здания. Здесь важно отметить, что именно с дома Савина началась любовь Сергея Григорьевича к массивным круглым башням на углу здания. При этом угол обязательно должен выходить на обширный перекрёсток, тем самым раскрывая перспективу здания с разных ракурсов и одновременно с этим делая его архитектурной доминантой целого квартала!

Дом Савина прекрасно справляется с данной ему ролью: даже в современном виде здание привлекает внимание своей величественностью и проработкой мелких деталей. Остаётся надеяться, что в скором времени его всё же отреставрируют, и тогда-то дом Савина сразу войдёт в топ красивейших построек Петроградской стороны!

-12

Ну а что касается деталей на фасаде, то они тут очень интересны: уж не знаю, является ли это авторским замыслом или это лишь мои домыслы, но дело в том, что в нижней части здания расположены крупные маскароны непонятных существ - не то чертей, не то человекоподобных бесов. А вот в верхней части здания, ближе к небу, находятся фигуры ангелов и купидонов - ну разве не явный символ рая и ада? Может быть я и не прав, но это первое, что приходит мне в голову!

Но а в целом декор здания имеет барочные черты: и лепнина, и скульптуры - всё это отсылает нас к стилю барокко (правда других черт стиля в этом здании особо-то и нет, но всё же).

Доходный дом Колобовых

Дата постройки: 1908-1910
Адрес: улица Ленина, 8, Пушкарский переулок, 2

Пожалуй, самая известная и при этом самая живописная работа Гингера располагается на Петроградской стороне: в своё время я назвал дом Колобовых самым красивым на Петроградке. Сейчас я не до конца уверен в своей правоте, однако одно можно отметить абсолютно точно - дом Колобовых является настоящим шедевром архитектуры и одним из самых необычных доходных домов Петербурга!

-14

Внешний облик здания больше напоминает работы петербургских архитекторов времён эклектики - я бы сравнил дом Колобовых с доходным домом Ратькова-Рожнова на Кирочной улице, построенным зодчим Павлом Сюзором: здесь вам и ярко выраженные барочные черты, и общая внешняя схожесть (зелёный цвет и сплошная рустовка стен).

Тем удивительнее, что это здание возвели по проекту Гингера: в его карьере вы больше не встретите зданий в ярко выраженном стиле необарокко (хотя отдельные барочные черты в работах Гингера всё же встречаются). Это говорит об одном: Сергей Григорьевич умел работать в разных стилях и, по всей видимости, умел выполнять условия, заданные заказчиками.

-15

А, пожалуй, самой выразительной чертой дома Колобовых служит угловая башня во всю высоту здания: она обращена на перекрёсток, больше напоминающий собой прямоугольную площадь (после дома Колобовых Пушкарский переулок расширяется в два раза). Собственно, в какой-то момент Гингер превратил данный приём (широкую и массивную угловую башню во всю высоту постройки) в одну из уникальных черт своего архитектурного почерка - это вы могли заметить ещё при знакомстве с доходным домом Ульянова на Съезжинской.

-16

К слову, о доме Колобовых знают далеко не все петербуржцы (что уж говорить о туристах), хотя, казалось бы, эту постройку можно назвать одной из самых красивых в Петербурге! Так в чём же дело?

А дело в её местонахождении. Дом Колобова был построен не на одной из главных улиц Петроградки, напротив - он был скрыт от глаз прохожих вглубь района. И хотя истинный любитель Петербурга в любом случае обойдёт Петроградскую сторону вдоль и поперек, неискушенный турист может с легкостью пропустить эту выдающуюся работу Гингера!

-17

Причём о не самом удачном выборе места для строительства дома Колобовых высказывались и сразу после строительства здания. Так, один из главных искусствоведов-критиков начала 20 века Георгий Лукомский охарактеризовал местоположение дома Колобовых следующим образом:

Строят, как нарочно, лучшие здания в тёмных, захудалых переулках Петербургской стороны <...> И вот прекрасный, интересный по плану и так идущий именно Каменноостровскому проспекту (уширяющий его благодаря зигзагообразному плану) дом на Малой Пушкарской улице <...> поставлен где-то в глухом переулке так, что даже живущий годы в столице может его не увидеть, хотя его следовало бы поставить именно напоказ
Георгий Лукомский
-18

Конечно, в словах Лукомского была доля правды, однако время показало, что выбор места для дома Колобовых был не таким уж и неудачным: здание занимает целый квартал в форме треугольника, очерченный тремя улицами, так что дом можно с удобством рассмотреть с любой из сторон (а вот на Каменноостровском проспекте здание "ощущало бы себя" более неуютно, находясь в тесноте и окружении других домов, стоящих по красной линии проспекта). Да и "захудалым переулком" назвать данную местность в наши дни достаточно сложно: как раз-таки постройки вроде доходного дома Колобова и облагородили данный квартал, превратив его из "захудалого" в элитный.

Доходный дом Баранова

Дата постройки: 1911-1912
Адрес: улица Егорова, 18, 5-ая Красноармейская, 12-14, 6-ая Красноармейская, 9-11

-19

Удивительно красивый дом с очень запутанной историей: по официальным документам, он был построен ещё в 1825 году, что сомнительно - улицы Егорова тогда ещё просто не существовало (впрочем, ошибки в официальных документах того времени встречаются, это не такая уж и редкость). Так что логичнее предположить, что этот дом был возведён в 1874 году зодчим Крюгером по заказу землевладелицы Сухомлиной. Однако, в 1912 году новый хозяин здания, генерал-майор Баранов, захотел перестроить его в популярном на тот момент стиле неоклассицизм. Вот за полную перепланировку и отвечал архитектор Гингер (дом получил не только полностью новый внешний облик, но и абсолютно новую внутреннюю планировку - от прежней постройки остались лишь внешние стены).

-20

Но на самом деле, не удивительно, что здание несколько раз перестраивалось: во-первых, у него менялись владельцы, во-вторых, изменялись и веяния "моды" в архитектуре - часто богатые хозяева желали перестроить свой дом для того, чтобы обновить его облик и не отставать от популярных течений того времени.

Я немного затянул с историей здания, так что давайте перейдем к его внешнему виду. А он, честно говоря, впечатляет! Лично я давно "знаком" с этим домом - мой университет находился буквально в двух шагах от него. И во время перемен, прогуливаясь мимо дома Баранова, я всегда обращал внимание на его роскошный фасад: мрачный и серый, впечатляющий своей величественностью!

-22

Кроме того, интересен и тот факт, что с разных сторон это здание выглядит совершенно по разному: на 5-ю Красноармейскую выходит скошенный угол здания с крупным фронтоном над главным фасадом, тогда как на 6-ю красноармейскую выходит скруглённый, но "выпуклый" угол, увенчанный крупным бельведером, оформленным интересной скульптурной композицией. Надо сказать, что столь сильная ассиметрия не очень характерна для неоклассицизма, так что в этой работе всё ещё ощущается приверженность Гингера к модерну!

-23

Таким образом, дом Баранова стал одной из самых интересных работ Гингера: с одной стороны это строгое и лаконичное неоклассическое здание, а с другой - очень интересный ассиметричный проект, нарушающий все каноны классической архитектуры и вносящий в облик доходного дома ту самую изюминку, за которую лично я влюбился в него с первого взгляда!

Изначально на месте этого элегантного бельведера планировалась очередная угловая башня, ставшая излюбленным приёмом Гингера. Однако, в итоге башня осталась лишь "на бумаге", что сделало дом Баранова ещё более интересным с точки зрения архитектуры
Изначально на месте этого элегантного бельведера планировалась очередная угловая башня, ставшая излюбленным приёмом Гингера. Однако, в итоге башня осталась лишь "на бумаге", что сделало дом Баранова ещё более интересным с точки зрения архитектуры

Доходный дом Семёнова

Дата постройки: 1914-1915
Адрес: Большой Казачий переулок, 4

Последней крупной постройкой Гингера в Петербурге стал довольно необычный и забавный по своей планировке ("окно в окно") доходный дом Семёнова в Большом Казачьем переулке.

-25

Невероятно узкий двор-курдонёр - это как раз таки пример того, почему иногда современные строительные нормы не являются чем-то особенно плохим. Стоит ли говорить о какой-либо инсоляции (естественная освещённость квартир), когда для экономии места дом спроектирован с курдонёром в ширину 8 метров (то есть, окна соседей смотря друг на друга с такого маленького расстояния). Довершает картину тот факт, что этот курдонёр обращён на север - страшно подумать, как мало солнца получают жители квартир, окна которых выходят в этот двор!

-26

Но да ладно, прекращаю возмущаться странными проектировочными решениями и перехожу к внешнему виду здания. Благо, тут есть о чём поговорить (и исключительно в положительном ключе).

Для начала стоит отметить главную отличительную черту дома Семёнова, которая сразу бросается в глаза зрителю: я говорю о двух башнях, ограничивающих вход в курдонёр. Выглядят они как крепостные укрепления средневековья: думаю, в этом и заключалась задумка Гингера - не только смешать северную и классическую архитектуру воедино, но ещё и добавить в неё средневекового шарма за счёт этих "крепостных" башен!

-27

Ну и пару слов нужно сказать о любопытном декоре здания: помимо общего северного стиля, здесь стоит обратить на искусно сделанные горельефы, которые как бы "вырастают" из общей массы камня. А особенно забавно видеть фигуру человечка, который вырастает из камня и одновременно с этим выбивает из него продолжение своего горельефа - сюжет камнетёса, сделанного из камня, выглядит очень мило!

-28

На этом я предлагаю заканчивать данную статью. Очень надеюсь, что у меня получилось составить для вас портрет Сергея Григорьевича Гингера - талантливого архитектора и очень интересного человека с нелёгкой и трагичной судьбой.

Со своей стороны могу добавить, что работы Гингера пускай и не являются самыми популярными в Санкт-Петербурге, но при этом заслуживают внимания как жителей Петербурга, так и гостей Северной столицы - да, Гингер не строил всемирно известных домов, он работал над более скромными постройками, но от этого они явно не становятся менее интересными! И дай бог сегодня мне удалось привлечь ваше внимание к скромной персоне талантливейшего зодчего Гингера!