Найти в Дзене

Экономические шрамы covid-19

Последних 40 лет экономисты, руководители центральных банков и другие видные деятели собирались на впечатляющем фоне гор Тетон в Вайоминге каждый август, чтобы пережевывать великие денежные проблемы дня. Но, не в этом году.

Благодаря covid-19 в Интернете разворачивались материалы симпозиума в Джексон-Хоул, организованного Федеральным резервным банком Канзас-Сити.

Те, кто настраивается, слишком осведомлены об экономическом ущербе, нанесенном пандемией. Но головные боли только начинаются. Как объясняется в одном из документов, которые должны быть представлены на конференции, covid-19, вероятно, изменит представления людей о мире таким образом, что это усложнит и без того сложную задачу восстановления здоровья осажденной экономики.

Представление о том, что серьезный экономический шок может нанести долгосрочный ущерб, не ново. Со времен Великой депрессии макроэкономисты поняли, что глубокие спады могут загнать экономику в «ловушку ликвидности», в которой процентные ставки упадут до нуля, а денежно-кредитная политика не может легко обеспечить стимулирующий толчок.

Без мощной дозы фискальных стимулов экономика останется в состоянии спада. Или же жестокая рецессия может привести к «гистерезису» на рынке труда, вызывая, скажем, длительный рост уровня безработицы. Люди, долгое время не имеющие работы, могут настолько потерять связь с рынком труда, поскольку их навыки и мотивация истощаются, что даже когда спрос восстанавливается, они изо всех сил пытаются найти работу.

Однако исследования также показывают, что травматические экономические эпизоды могут тормозить рост, просто изменяя представления людей о будущем.

Новая работа Джулиана Козловски из Федерального резервного банка Сент-Луиса, Лауры Велдкамп из Колумбийского университета и Венки Венкатесварана из Нью-Йоркского университета, которая должна быть представлена ​​на конференции, предполагает, что covid-19 может оставить аналогичные экономические шрамы.

После очень серьезного первоначального экономического шока, вызванного пандемией, объем производства восстанавливается, но не возвращается к прежней траектории роста. Частично этот долгосрочный депрессивный эффект можно объяснить «устареванием капитала»: тем фактом, что часть существующего основного капитала больше не может использоваться так же эффективно, как раньше, или вообще не может использоваться.

Психологические рубцы могут серьезно осложнить политический ответ на COVID-19. Увеличение предупредительных сбережений и снижение инвестиционных аппетитов еще больше снизят процентные ставки, когда их чрезвычайно низкий уровень уже ограничивает масштабы экономического толчка, который может обеспечить денежно-кредитная политика. И пандемии - не единственные потрясения, которые могут повлиять на представления о риске. Вырисовываются и проблемы, связанные с изменением климата.

есть инструменты для уменьшения психологического ущерба, нанесенного кризисами. Расходы на общественные блага, такие как инфраструктура, могут помочь за счет увеличения отдачи от дополнительных частных инвестиций. Точно так же могла бы быть более надежная система безопасности, ограничив стоимость проигравших экономических ставок для отдельных лиц. Однако полное восстановление может также потребовать работы по снижению вероятности и потенциального вреда от будущих потрясений, в первую очередь, за счет повышения готовности к пандемии, например, и усилий по замедлению изменения климата. Любое меньшее оставляет незавершенной работу по восстановлению экономики.

У правительств действительно есть инструменты для уменьшения психологического ущерба, нанесенного кризисами. Расходы на общественные блага, такие как инфраструктура, могут помочь за счет увеличения отдачи от дополнительных частных инвестиций. Точно так же могла бы быть более надежная система безопасности, ограничив стоимость проигравших экономических ставок для отдельных лиц. Однако полное восстановление может также потребовать работы по снижению вероятности и потенциального вреда от будущих потрясений, в первую очередь, за счет повышения готовности к пандемии, например, и усилий по замедлению изменения климата. Любое меньшее оставляет незавершенной работу по восстановлению экономики.

Источник: https://finapin.ru