Творческая деятельность известного нам со школьной скамьи представителя русской литературной критики и публицистики Писарева Дмитрия Ивановича (1840–1868) неразрывно связана с его социально-политическими воззрениями и популяризацией естественнонаучных знаний. Перемены в общественной жизни России немедленно сказывались как на оценках журналистом произведений отечественной и мировой литературы, так и на критериях рассуждений его о сущности современного искусства.
Критику Писарев не отделял от публицистики, художественную литературу – от пропаганды социализма и достижений естествознания. В одной и той же статье Писарева находим блестящий анализ литературного явления, гимны социализму и убийственно едкую критику капиталистической эксплуатации (Н. Ф. Бельчиков).
Жизненный путь Д. И. Писарева короток – всего 28 лет, биографические сведения скудны. Родился будущий литературный критик в обедневшей помещичьей семье. Учился сначала в гимназии в Петербурге, а с 1856 года в университете. С 1858 начинает писать. Сначала становится сотрудником журнала «Рассвет», позже переходит в «Русское слово», где работает помощником редактора, а фактически руководителем и идейным вдохновителем альманаха. В 1861 из печати выходят такие статьи автора как «Идеализм Платона», «Физиологические эскизы Молешотта», «Меттерних» и др. После опубликования в том же году «Схоластики XIX века» имя Писарева получает известность. В 1862 он на долгие четыре года попадает в заключение в Петропавловскую крепость из-за материала для нелегальной типографии Баллода, в котором Писарев выступает против Шедо-Ферроти («наемного правительственного писаки») и призывает «к революции и низвержению дома Романовых». Расцвет творчества приходится именно на этот период. Будучи под арестом, он сочиняет большую статью «Реалисты», «Очерки по истории труда», «Пушкин и Белинский», «Исторические идеи Огюста Конта»... Выйдя на свободу в 1865 и заручившись поддержкой Н. А. Некрасова, начинает трудиться в «Отечественных записках». 4 июля 1868 года безвременно уходит из жизни, утонув на Рижском взморье.
В продолжение быстротечной литературной деятельности (1859–1868 гг.) Писарев неоднократно переживает сложный процесс смены политических приоритетов, отказа от недавних кумиров и обретения новых идолов и увлечений. Но все эти метаморфозы он проходит с необычайной искренностью и прямотой заявлений как относительно своих иллюзий, так и относительно своих новых верований. Главной задачей искусства Писарев считает его полезность, а публицистики – правдивость. Он решительно против художественного слова, которое «предпочитает форму содержанию».
Литература во всех своих видоизменениях должна бить в одну точку; она должна всеми силами эмансипировать человеческую личность от тех разнообразных стеснений, которые налагают на нее робость собственной мысли, и предрассудки касты, авторитет предания, стремление к общему идеалу и весь тот отживший хлам, который мешает живому человеку свободно дышать и развиваться во все стороны (Д. И. Писарев).
Сегодня, спустя 180 лет со дня рождения неординарного русского мыслителя, дискуссии о роли Д. И. Писарева в духовной культуре России продолжаются. Диапазон мнений чрезвычайно широк – позитивист, нигилист, ультрарадикалист, народник, представитель «революционной демократии»… И все же, памятуя обо всей многогранности личности Писарева, не стоит считать ни одну из этих характеристик исчерпывающей. Самое главное – помнить, что Д. И. Писарев был
твердо убежден в том, что истинный поэт, родившийся в XIX веке и получивший здоровое человеческое образование, не может быть ни ретроградом, ни индифферентистом... В наше время можно быть реалистом, и, следовательно, полезным работником, не будучи поэтом: но быть поэтом и в то же время не быть глубоким и сознательным реалистом, – это совершенно невозможно.