Мы все так давно привыкли, что в экзотических странах на туристов смотрят со снисхождением и особой лояльностью. Потерялся-вернут на место, не знаешь язык-объяснят жестами, упал-отведут в больницу. В местах, облюбованных туристами практически всегда вас ждет положительный финал в любой сложной ситуации. Но так ли лояльны представители местной власти в области дорожного движения? На собственном примере разберу ряд ситуаций, которые складывались в разных странах.
Те, кто жаждет приключений и старается все посмотреть в окрестностях, быть мобильным и не привязываться к местам скопления туристов, те обычно приезжают в Азию (Индонезию, Малайзию и т.д.) и четвертым делом после снятия жилья, обмена денег и замены симки идет брать транспорт в аренду, чаще это скутер. Точки аренды располагаются практически на каждом углу и даже в вашем же отеле. Стоимость будет зависеть от новизны байка и длительности срока аренды. В среднем эта цена будет варьироваться от 5 до 8 долларов в день, если срок аренды до месяца. Вместе со скутером вам выдается шлем, по запросу даже два, а также документы на байк, которые обычно хранятся в багажнике под сидением. С добрыми напутствиями, вашим заложенным паспортом и лучезарной улыбкой арендодатель благословляет ваш путь. И здесь начинается ваше приключение. Говорят, что период жизни туриста на скутере насчитывает 4 дня до свезенных коленей, локтей и прочих дорогих сердцу частей тела, поэтому возможно вам и не понадобятся знания о том нужны ли права. Однако, сейчас поговорим об опытных водителях, которые знают как выживать на азиатских дорогах.
В Индии доводилось находиться пару раз. Гоа очень любит туристов и туристы любят Гоа. За все пребывание остановили один раз и то в глухой деревне по пути в Мурудешвар. Очень было приятно встретить в чистом поле нарядного как клубничный кекс сотрудника транспортной полиции. Отсутствие шлема абсолютно не смутило его, достаточно было показать что он у тебя лежит в багажнике, а вот права, к моему удивлению, он потребовал. С тупой улыбкой показываешь российские права, заявляешь об их наличии, говоришь, что английским не владеешь и очень любишь Индию. Едем дальше.
Тайланд. В мегаполисе типа Бангкока одеваем шлем и в навигаторе ставим галочку в разделе "объезжаем магистрали". Не останавливал никто и никто ничего не спрашивал, однако если вы вдруг заметили, что вы едете по дороге, по которой не едет ни один скутер кроме вашего, стоит быстренько свернуть на прилегающую и искать пути объезда, ибо на магистрали таких нарушителей не любят. Не попадалась, но думаю, что можно загреметь на штраф.
Туристический Сиануквиль (Камбоджа) на побережье не жестит с рейдами. Стоят в тех же местах, а в 17:00 гаишники заканчивают свою работу и исчезают с улиц города. Штрафы радуют своим постоянством: нет прав-1 доллар, нет шлема-1 доллар, не в себе-1 доллар. Но лучший лайфхак и ответ местному блюстителю дорожного порядка: "Товарищ офицер, я уже оплатил только что до вас другому", либо проезжаем мимо, с мечтательным видом осматривая достопримечательности, которые находятся с противоположной стороны от выбегающего на дорогу офицера. Что мы не туристы чтоли?
На Бали есть излюбленные места, где стоят местные гаишники. О таких местах стоит узнать у экспатов, которых там большое множество. Как правило, такие неофициальные точки располагаются в местах скопления туристов на дорогах за поворотами. Но, обладая информацией, их легко можно объехать. Если вы живете в рисовых полях-никто даже заморачиваться о вас не будет-в шлеме вы, с документами ли, в одном купальнике или без оного. Однако есть запланированные рейды, например на въезде на полуостров Букит и у этих операций чаще всего есть определенный тайминг. Конкретно там в районе с 13:00 до 14:00. Это время просто нужно переждать в другом месте. В противном случае толпа из 10-15 человек перегораживают вам дорогу и там уже начинается серьезный кач:
-"Почему без шлема?"
-"Я в шлеме!"
-"Почему этот шлем от велосипеда? Он не подходит для скутера."
Номер с российскими правами не прокатывает, требуют международные. На месте отдала около 100 тыс. рупий и то по знакомству. Вообщем, на месте проблема решается, но можно попасть хорошо на деньги. Главное не агриться, делать испуганный вид, соглашаться, что вы нарушитель и говорить, что больше так не будете.
Иииии, мои любимые Филиппины. Почти 8000 островов, которые имеют свои порядки и свою планку лояльности. Посчастливилось мне попасть на остров Сиаргао, когда о правах на транспорт и прочих дорожных правилах там не знал никто, похоже даже гаишники. Однако счастье длилось недолго. На 10-ый день моего отдыха и безмятежных мото-прогулок по острову без шлема ввели новые правила, которые повлекли за собой расстановку точек контроля водителей на дорогах. И казалось бы все как везде, однако при ближайшем рассмотрении новых законов, они оказались мега-дотошными. Нельзя ездить без международных прав, нельзя ездить без боковых зеркал, нельзя ездить с голым торсом, нельзя ездить в шлепках, без шлема, без номеров. Вообщем очень все прискорбно. Таким образом, взглянув на себя, и посчитав по вводным: если я проигнорирую сигналы регулировщика и проеду на свой любимый пляж в купальнике, шлепках, без шлема, зеркал и с пьяным другом с голым торсом и без шлема на пассажирском, а при задержании у меня не окажется международных прав, то мои штрафы составят примерно 9000 рублей на "русские песо". Докатывала по джунглям, пряталась за тук-туками, обнаружила у себя новую функцию "глаза на спине". Жить можно, но неприятненько.
Подводя итог, основанный на моем личном опыте, без международных прав жить можно, но лучше все-таки жить с ними. Но каждый решает за себя. В преддверии ваших головокружительных путешествий и пока мы все сидим из-за пандемии на низком старте-позаботьтесь о своих правах на своем берегу. Оштрафовать вас и с правами найдут за что. Минимизируйте потери и избавьтесь от мании преследования. А еще помните о том, что ни одна страховка не покроет ваш ущерб при размоте на скутере, если у вас нет международных прав. Ни гвоздя вам и не жезла, а только бескрайних дорог и вечного лета!