Найти тему
Газета "Премьер"

Операция «Волк»

Оглавление

В годы Великой Отечественной войны у вологодской милиции была своя война — не только с привычными кражами и бандитизмом, но и с дезертирами, бежавшими с фронта с оружием в руках. С одним из таких — людоедом, не гнушавшимся питаться человеческим мясом, — сотрудники угрозыска столкнулись летом 1943 года и гонялись за ним до самой зимы.

На его руках была кровь не только мирных граждан — учительницы из Кадуя, лесника, солдата-отпускника, подростка, — но и четырёх милиционеров из Чагодощенского, Кадуйского и Белозерского районов.

Этот плакат художника Леонида Пастернака (1862-1945), призывающий дезертиров опомниться, был создан ещё в 1919 году, но не утратил актуальности и в годы Великой Отечественной. | Репродукция с сайта cont.ws
Этот плакат художника Леонида Пастернака (1862-1945), призывающий дезертиров опомниться, был создан ещё в 1919 году, но не утратил актуальности и в годы Великой Отечественной. | Репродукция с сайта cont.ws

…Уже к 1 июля 1941 года Вологодская область в основном закончила мобилизацию людей, подлежащих призыву в армию. Но были и те, кто либо пытался уклониться от отправки на фронт, либо самовольно оставлял свою воинскую часть, прибыв туда. Перед органами милиции поставили задачу выявления таких лиц.

И милиционеры их выявляли. С рис­ком для жизни.

Сбежавшие от совести

Согласно статистике, только за период с 1 апреля по 1 июля 1942 года на Северной железной дороге был задержан 791 дезертир. А если брать более ранние данные, то, например, за март 1942 года на одной лишь станции Вологда-1 был пойман 31 сбежавший с фронта.

Дезертировавшие представляли реальную опасность для населения, так как в условиях войны существовала относительная доступность оружия. Как правило, преступники, вооружившись в своей части, отправлялись «путешествовать» по тылам, не собираясь сразу в родные края, — понимали, что дома их точно будут ждать компетентные органы. Вот они и прятались по лесам, иногда сколачиваясь в банды. В архиве областного УМВД, в частности, имеются свидетельства о вооруженной бандитской группе, состоящей из дезертиров Красной армии, которая на территории Вологодской области занималась грабежами и убийствами.

Но чаще преступники предпочитали действовать в одиночку. Они понимали, что терять им нечего — за дезертирство в военное время полагался расстрел, — а потому пускались во все тяжкие.

Дезертир-людоед, о котором пойдёт речь, в течение полугода орудовал сразу в трёх районах области. Действовал нагло, каждый раз умело уходя от погони. Сотрудникам милиции удалось выйти на след двух его пособников: вора-рецидивиста из Вытегры Трошкова и судимого ранее за грабежи финна Райдолайнена. Но бандиты не знали, как на самом деле зовут их вожака, а по картотеке ранее судимых вычислить его не удалось.

На помощь сотрудникам райотделов внутренних дел была послана подмога из Вологды, в том числе руководитель следственного отдела областного УВД Михаил Игнатьевский.

Преступника в конце концов удастся обезвредить, но имя его так и осталось неизвестным — предположительно, это был офицер, сбежавший с Балтийского флота.

Так началась операция, получившая кодовое название «Волк». О её ходе в 1995 году рассказал, опираясь на свидетельства очевидцев, краеведческий сборник «Кадуйские зори».

По волчьему следу

Для уроженца Верховажья Михаила Васильевича Игнатьевского, тогда старшего лейтенанта, эта история началась летом 1943 года со срочной командировки в Чагоду — там был убит старший оперуполномоченный угрозыска по Чагодощенскому району Постников.

...Несколько дней назад в районе был замечен неизвестный военнослужащий с накидкой на плечах и с автоматом, который торопливо шёл по дороге на Устюжну. Встреч с людьми старался избегать, придорожные деревни обходил стороной. И вид его, и поведение вызывали подозрения. Постников решил догнать неизвестного и настиг его на берегу реки Кабожи, рядом с лесом. Чужак без разговоров сорвал с плеча автомат, Постников выхватил пистолет. Автомат оказался быстрее...

Почти месяц Игнатьевский пытался выйти на след убийцы, но тот как в воду канул: розыски ни в Чагодощенском районе, ни в соседнем Устюженском ничего не дали.

Михаил Васильевич Игнатьевский родился в 1908 году и с тридцатых годов связал свою судьбу со службой в органах внутренних дел. С 1952 года служил в органах УМГБ по Вологодской области, на пенсию вышел в звании подполковника. Награжден орденами Красной Звезды и Дружбы народов. | Фото с сайта moypolk.ru
Михаил Васильевич Игнатьевский родился в 1908 году и с тридцатых годов связал свою судьбу со службой в органах внутренних дел. С 1952 года служил в органах УМГБ по Вологодской области, на пенсию вышел в звании подполковника. Награжден орденами Красной Звезды и Дружбы народов. | Фото с сайта moypolk.ru

И вдруг — новое преступление: в Кадуйском районе за деревней Маза на лесной дороге выстрелом в лоб убита учительница. Экспертиза установила, что убийство совершено из того же оружия, из которого был застрелен Постников.

Решено было немедленно проинформировать о преступнике местное население, чтобы не теряли бдительность. И это вскоре принесло свои плоды.

Желая сократить дорогу в деревню и пробираясь лесом, две девушки случайно наткнулись на спящего под кустом на плащ-палатке человека в военной форме. Он лежал на спине, широко раскинув ноги в стоптанных ботинках, — рослый, широкогрудый и плечистый. На скуластом, монгольского типа лице темнела редкая щетина. Справа от спящего девушки увидели автомат ППШ.

Одна из девушек не растерялась, схватила автомат и скомандовала: «Руки вверх!» Чужак сразу проснулся, но, увидев перед собой оружие на боевом взводе, сразу сник.

Задержанного девчата привели в колхозную контору, но там никого не оказалось: сенокос, все в поле. Когда начали звонить в район, незнакомец вдруг прыгнул, отобрал автомат и сиганул из хаты, не забыв, впрочем, запереть девчат на задвижку…

Конец людоеда

Информацию о дальнейшем пути дезертира Игнатьевский получил, лишь когда уже навалило снега: в Белозерском районе тот убил лесника, затем ещё трёх преследователей — старшего оперуполномоченного отдела борьбы с бандитизмом Фёдора Некрасова, старшего опер­уполномоченного Белозерского отдела милиции Тимофея Петрова и бойца военизированной охраны Артамонова. При попытке организовать погоню преступник подстрелил собаку…

Тогда следом за ним выдвинулся Игнатьевский с проводником служебной собаки Александром Бариновым и четырьмя добровольцами.

След неизвестного петлял, лес был густой, а снег — глубокий. Труднее всего было собаке: ей приходилось буквально ползти по рыхлому снегу.

Они выбрались на край небольшого холма, и вдруг Баринов шепнул: «Ложись!» Попадали в снег.

Впереди, в ложбинке, горел за кустом огонь. Михаилу Васильевичу показалось, что у костра виден силуэт человека.

Баринов вскинул автомат, целясь на огонь, до которого было метров восемь-десять. Длинная очередь разорвала тишину, но когда Баринов попытался встать, тут же щелкнул ответный выстрел. Баринов дал ещё очередь. Ответных выстрелов не последовало.

С четверть часа они лежали непо­движно. К костру решили спуститься, только когда подъехали на лыжах товарищи по поисковой группе.

Вот как описывает увиденное в своих воспоминаниях Михаил Игнатьевский: «Рослый, плечистый человек хрипел и корчился в предсмертных муках, грыз мох, оттаявший у костра. Вокруг него были расставлены на рогатинах автоматы, ружья и винтовки, отнятые у убитых. Над огнём висела кастрюля, в ней варилось мясо...»

Так закончилась операция «Волк». И только об одном жалел впоследствии Игнатьевский — что так и не удалось установить имя этого дезертира, державшего в страхе всю округу.

Впрочем, у волков имён не бывает.

Алексей Кудряшов

Полностью статью читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!