Найти тему

Знакомство с художником-мозаичистом: Анна Замула. Часть вторая

Ждали продолжения? 😉 Если вы пропустили первую часть нашего знакомства с творчеством Анны Замулы — предлагаем вернуться назад и прочесть предыдущий текст, а потом снова бежать сюда: сегодня расскажем о том, почему всем жанрам Анна предпочитает натюрморт, из-за чего её композиции называют «музыкальными» и в чём проявляется лирика мозаичных работ 🙌🏻

«Присутствовать при любовном романе, неудачно случившемся, неловко и удручающе. Роман, счастливо протекающий у тебя на глазах, заряжает счастьем и тебя самого. Все посвящённые в творческую жизнь художника Анны Замулы имели возможность приобщиться к её счастливому художественному „роману“ с новой для неё техникой — мозаикой»
— художник Александр Щербинин

Итак, #что_касаемо_натюрморта☝🏻 По словам Анны, в нём «легко спрятаться за отсутствие пространства». Выстраиваешь себе предметы, и не нужно думать ни о глубине, ни о горизонте — словом, замкнутое пространство. Анна признаётся, что на всём творческом пути её преследовали комплексы: она никогда не была полностью уверена в своих художественных способностях. Поэтому между безграничными просторами и камерным миром Анна всегда выбирает второе ✨

Анна Замула, «Гжельская чашка и синяя рюмка»
Анна Замула, «Гжельская чашка и синяя рюмка»

Как утверждают искусствоведы, мозаику Анны Замулы отличает выдумка и изобретательность, непринуждённость и простота 🌱 У неё совершенно особое чувство прикосновения к материалу, в её работах — трогательность, искренность и, на контрасте с ними, — брутальность. Это качество хорошо не само по себе, а только когда оно может усилить и утвердить тонкость стиля художника.

«Встреча с камнем добавила новую ноту — ноту „диссонанса“, которая вывела Анну Замулу на новый уровень художественного содержания. Безоговорочная твердость камня и таинственный блеск смальты смогли создать чёткий „контур“ для трепетных поисков автора мозаик»
— Александр Щербинин
Анна Замула, «Три рыбы»
Анна Замула, «Три рыбы»

Кроме того, композиции Анны музыкальны. Казалось бы, какое отношение этот термин имеет к мозаике?🤔 Всё дело в том, что её работы и изображаемые на них предметы «играют» за счёт асимметрии форм. В композициях Анны царит порядок и ясность, и изображаемое всегда выведено на первый план.

«Это говорит о том, что порядок и ясность с самого начала существуют в её уме, или же она сознаёт их необходимость»
— Григорий Климовицкий, искусствовед
Анна Замула, Рыба в чашке
Анна Замула, Рыба в чашке

Ценители искусства мозаики отмечают, что «трепетность» Анны ищет форму, а точнее — творит её. Это можно заметить по тому, как Анна подбирает геометрические формы основ для своих мозаик — часто это не квадрат и не круг, а абстрактные фигуры (на работах выше)🙋🏼‍♀️ Обычно для художника основа — это заранее заданные рамки, границы, внутри которых заключена творческая воля автора. Но у Анны форма основы «сдвигается», подстраивается под изображение, «плывёт».

1 из 2Анна Замула, 1 — «Сахарница» ; 2 — «Рюмочка»
1 из 2Анна Замула, 1 — «Сахарница» ; 2 — «Рюмочка»

Мозаика Анны трогательна и по-христиански честна, а потому — лирична 🌸 Если музыкант не «трогательно» прикасается к клавишам фортепиано (трогательность и прикосновение здесь как никогда близки по смыслу), то звук не состоится. То же самое можно сказать о той области мозаичного искусства, в которой работает Анна Замула. И у неё, как у хорошего музыканта, всё получается 💫

Анна Замула, «Ангел музицирующий»
Анна Замула, «Ангел музицирующий»

В следующей, на этот раз заключительной части знакомства с художником-мозаичистом, мы расскажем о том, где можно посмотреть на работы Анны, в каких выставках она участвовала и что о её мозаичных панно писали критики 🧐 Как говорится, не переключайтесь! 📺

Текст: Дарья Чебыкина