Найти в Дзене

Выставка микромозаики «Истоки». Часть первая

Оглавление

Помните, в школе нам рассказывали, что человек разумный, или Homo sapiens, неожиданно эволюционировал от более примитивных видов в восточной Африке около 200 тысяч лет назад?👨🏼‍🎓 Совсем недавно в северной Африке нашли ещё более древние ископаемые, судя по которым, разумный человек появился ещё раньше — примерно 300 тысяч лет назад, а через 260 тысяч лет человечество населило почти всю сушу на нашей Земле🌎

Вы спросите: к чему весь этот спонтанный экскурс в программу по истории? В ответ мы попросим вас представить, что такое хотя бы 30 тысяч лет? Это в 15 раз больше, чем прошло с момента рождения Христа до наших дней🗓 Это невероятно много. Вы не поверите, но изображения, которые стали основой для нашего проекта «Истоки», были созданы человеком именно тогда — в эпоху, которую нам сложно нарисовать даже в воображении. Некоторым из них уже 30 тысяч лет!😲

Их называют петроглифами.

Петроглифы — это выбитые на камнях или нарисованные краской наскальные рисунки древних людей, которые они создавали начиная с эпохи палеолита (260 тыс. —10-8 тыс. лет до н.э.).
-2

Палеолит — древний каменный век, название которого происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυή — резьба ☝🏻

Наскальная живопись всегда обнаруживалась по-разному: иногда — случайно, иногда — в ходе специальных исследований, но абсолютно всегда это были потрясающие открытия, в которые было сложно поверить даже тем, кто профессионально занимался историей искусства🧐 По всему земному шару нашли больше 35 миллионов петроглифов: они были обнаружены в 120 странах — в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире и многих других. В России древние рисунки сохранились на камнях Карелии, Мурманской и Воронежской области, Башкирии, Хакасии и Алтая 🇷🇺

Для создания изображения использовали разные инструменты, выполненные из доступных материалов: например, для выдалбливания контура изображений отлично подходил каменный резец, а вместо кисти использовали палку с расщеплённым кончиком или шерсть животных 🖌

-3

А наш мастер и преподаватель Кира Исакова, живя в XXI веке, вооружилась колотым камнем и инструментами мозаичиста, и, зарядившись неиссякаемым вдохновением, решила устроить выставку «ИСТОКИ»:

«Почему, чёрт побери, они просты и одновременно непостижимо крутые, настолько, что перехватывает дыхание?
Долго вглядываешься и возвращаешься снова через какое-то время пересмотреть. Эти изображения, возраст которых достигает до 30 тысяч лет, заставляют трепетать. Чтобы попытаться ответить на вопросы, решила сделать заход через материал. Тактильно. Руками.
Вопросов лавинообразно больше, а ответы далеко не очевидны.
Первые мастера с мифопоэтическим мышлением весь мир наделяли живой душой и воспринимали его как одухотворённое единство. Неразделенность такого мышления рождает представление о Мироздании как о совокупности форм, перетекающих одна в другую. Воображаемое, реальное и сверхъестественное все суть одно, и сам человек часть этого мироустройства. Весь жизненный опыт и образы туго переплетены между собой и явлены в мир через живопись. Тождество материала и изображения.
Наскальная живопись ранее, и мозаика сегодня — разные формы познания и соприкосновения через материал. Камень — словно мостик сквозь тысячелетия истории. Что происходит при расщеплении материала и придания ему нового, дополнительного смысла? Хочется научиться создавать так же ясно, свободно и смело, как древние. Хочется пребывать органично и в единении с миром. Хочется возвращать в благодарность природе природное и ещё чуточку больше».
— Кира Исакова
-4

Как вы уже наверняка догадались, в качестве эскизов к будущим работам мы брали реальные наскальные рисунки, найденные в пещерах по всему миру. Безусловно, представленные на выставке мозаики самоценны и несут исчерпывающий посыл, но всё-таки имеет смысл узнать чуть больше о том, где и когда были созданы их прототипы 📖 Поэтому в этой и следующих статьях мы решили рассказать вам о пещерах, в которых были найдены рисунки, ставшие эскизами для мозаичных работ на выставке «Истоки». Сегодня по плану — пещера Альтамира в Испании и Ласко во Франции. Готовы шагнуть в машину времени? Если да, то поехали! 💫

Испанская Альтамира

«После работ в Альтамире всё искусство пошло на спад»,
воскликнул Пабло Пикассо после посещения пещеры Альтамиры на севере Испании.
-5

Испанскому юристу и археологу-любителю Марселино де Саутуола крупно повезло: в 1870-е годы он владел землёй, на которой как раз находилась пещера Альтамира. Она была обнаружена в 1868-ом году совершенно случайно: охотничья собака, гнавшая лису, неожиданно исчезла, и её хозяин-охотник стал разыскивать своего питомца 🐕 Ему показалось, что собака скулит прямо из-под земли! Отодвинув камень, охотник пролез в расщелину и попал в пещеру. О неожиданной находке быстро рассказали хозяину земли — тому самому Марселино де Саутуола.

В 1875-ом он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия, и до того впечатлился, что решил поискать в Альтамире что-то подобное — а вдруг повезёт!🕵🏻‍♂️ За 4 года исследований он нашёл немало орудий труда древнего человека: оленьи рога, осколки посуды, кремневые топорики... Однажды Марселино взял на очередную прогулку свою дочь, девятилетнюю Марию. Наблюдательная девочка заметила, что потолок пещеры был покрыт изображениями бизонов, и воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!»☝🏻

Вместе с археологом Хуаном Виланова-и-Пьера юрист стал доказывать мировому научному сообществу, что найденные в Альтамире петроглифы действительно принадлежат эпохе каменного века. Французские учёные были радикально настроены против мужчин и высмеяли их на доисторическом конгрессе в Лиссабоне из-за того, что картины были высокого художественного качества и отличались исключительной сохранностью. В итоге Саутуолу обвинили в подделке. Даже его земляки ополчились против открывателя 😔

Марселино де Саутуола так и не смог доказать, что говорил правду и не сфальсифицировал рисунки. Он умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика, и одной из причин смерти стала глубокая душевная травма 💔

Однако в 1902 году, после продолжительных профессиональных раскопок, было доказано, что рисунки действительно оставлены древними людьми в период между 11 тыс. и 19 тыс. лет назад, то есть (сюрприз!) и правда в эпоху каменного века. Похожие изображения нашли и во французских пещерах, и после этого учёные, критиковавшие Марселино, принесли ему свои извинения, но уже посмертно.

Кого только нет на стенах Альтамиры: тут и лошади, и дикие кабаны, и олени с бизонами. Плафон — низкий потолок одного из залов пещеры — занимает площадь около 100 м², и весь он покрыт изображениями более двадцати животных. Не зря эту пещеру называют Сикстинской капеллой эпохи палеолита. Рисунки выполнены мастерски: во-первых, благодаря рельефу скалы они выглядят объёмными. Во-вторых, они нарисованы в несколько этапов: древний художник сначала прошёлся по камню резцом, а потом расписал рисунки натуральными красками, и получились цветные барельефы. В пещере также нашли раковину, которую явно использовали как палитру 🎨 Но самым сенсационным открытием было то, что древний художник использовал приёмы, которые были «открыты» импрессионистами лишь в XIX веке!

В 1985 г. Альтамиру включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как «шедевр человеческого созидательного гения». Побывать там — большая удача, ведь доступ в неё ограничен. В пещеру впускают несколько человек в сутки, и для этого нужно получить специальное разрешение, поэтому очередь посетителей расписана примерно на три года вперёд 🎫

Французская Ласко

-6

Здесь похожий сюжет: в начале осени 1940-го года компания подростков гуляла по лесу вдоль скал. Внезапно они наткнулись на узкий лаз, который открылся после падения дерева. Ребята решили, что там могут быть спрятаны сокровища! Сокровища, как вы понимаете, нашлись, но немного не те, о которых они грезили 😄

Школьники рассказали о своём открытии учителю, а тот передал изучение древних рисунков учёным, которые установили, что изображения относятся к эпохе позднего палеолита. Спустя 8 лет пещеру Ласко открыли для посещения туристов, и в следующие 15 лет количество желающих взглянуть на рисунки неуклонно росло 👀 Из-за этого экосистема пещеры была нарушена, и сохранность наскальной живописи оказалась под угрозой — это влияние избытка углекислого газа, возникающего из-за дыхания посетителей. Никакая аппаратура не помогла найти компромисс, и в 1963-ем году Ласко закрыли для широкой публики. Кто не успел, тот опоздал! 👐🏻

-7

На самом деле, пещера Ласко невелика, но вмещает в себя больше двух тысяч наскальных рисунков. Она состоит из центрального Зала быков (или Ротонды быков) 🐂 и двух тоннелей — Осевого прохода и Кошачьего лаза, который тоже делится на несколько зон.

Размеры зала Ротонда быков — 6 на 17 метров. Он известен композицией с четырьмя чёрными быками, один из которых протянулся на 5 метров! А ещё там можно посмотреть на искусно выполненные рисунки медведей, лошадей и оленей 🦌

-8

В Осевом проходе обнаружены изображения оленей, коров, буйволов и лошадей, и, что удивительно, некоторые из них явно были закрашены методом распыления! По всей видимости, древние художники научились распылять краску из какой-то трубочки 💨

А в Кошачьем лазе нашлись единственные во всей пещере Ласко рисунки кошек, а точнее, животных из семейства кошачьих. В другом участке пещеры нарисован северный олень, а в ещё одном — единорог 🦄 И в самом глубоком зале, который называют Колодцем, находится целая композиция, иллюстрирующая сцену охоты или какой-то доисторический миф. В центре сюжета — буйвол, атакующий охотника, и отходящий в сторону раненный носорог 🦏

-9

Сегодня посещения пещеры по-прежнему запрещены, но не отчаивайтесь: специально для желающих окунуться в атмосферу древности французы создали «Ласко II» — это точная копия двух главных залов пещеры в натуральную величину. Ласко II расположена всего в 200 метрах от настоящей Ласко, так что дух будет захватывать нисколько не меньше 😍 А для тех, кто уже привык к дистанционке во всём, есть целый виртуальный тур по пещере Ласко.

Но пока и до Франции, и до Испании добраться тяжело, а вот до Аптекарского, 2 — рукой подать! Выставка «Истоки», вдохновлённая древней живописью, проходит до 24 сентября в нашей галерее мозаики «Сад Гранат»

🌿 Новыми знаниями вы уже вооружились, и потому — до встречи!

Текст: Дарья Чебыкина