В Великолепной Порте рабство сохранялось вплоть до самого XIX-го столетия. Но так как священный Коран не велит держать в неволе мусульман-единоверцев, то турки обращали в ясырь христиан с южной Руси и из восточной Европы, язычников с Кавказа и из Африки.
В рабстве у османов с XV по XIX столетия находились итальянские, греческие, славянские, грузинские, черкесские невольники...
Под давлением европейских держав турки были вынуждены в конце XIX-го столетия свернуть широкий масштаб работорговли. В 1830-м году султан Мехмед II издал высочайший фирман (указ), милостиво даровавший свободу всем белым пленникам-европейцам.
Очередной мощный удар по работорговле в Османской империи европейцы нанесли уже в середине XIX-м столетия, атаковав параллельно с двух сторон. Французы покорили Алжир, чьи корсары веками увозили пленников с берегов южной Европы. А русские войска параллельно взяли важнейший центр работорговли Крым, через который столетиями вели на юг славянских невольников. И покорили Кавказ, почти 500 лет сам служивший для турков мощным источников рабов из числа грузин, черкесов и т.д.
Тем не менее, даже тогда работорговля в Османской империи не прекратилась полностью. Как гласит статья американского издания New York Times от марта 1886- го, торговля невольницами в Османской империи нехило так процветала еще в те года.
Правда рабы и рабыни той эпохи принадлежали уже по большей части только к трем народам - черкесам (адыгам), африканцам (нубийцам) и христианам-сирийцам.
Причем славившихся своей красотой черкесских девушек часто присылали в дар турецким гаремам уже находившиеся в Османской империи черкесские лидеры-мухаджиры, бежавшие из России после проигранной Кавказской войны.
На невольничьем рынке в Турции юные и прекрасные черноглазые черкешенки ценились дороже всего - стоимость их могла доходить до 500 лир (около 600 тысяч рублей современными российскими деньгами). В то время как сирийки, согласно все той же статье New York Times, оценивались в 30, а чернокожие африканские язычницы всего в 15-20 лир.