Найти тему
Каменский Артефакт

«У тебя нет рук и ног, но зато есть зубы!» «Нерукотворные» картины художника Виктора Бабарыкина

Картины и лики святых, которые выжигает по дереву уроженец Каменска-Шахтинского Виктор Бабарыкин, можно назвать поистине нерукотворными. Дело не в том, что их создатель обладает каким-то неземным секретом ваяния чудо-картин. Просто создаются они в буквальном смысле не руками, а… зубами.

Даже искушенному зрителю не сразу придет в голову, что эти работы выполнены без помощи рук.
Даже искушенному зрителю не сразу придет в голову, что эти работы выполнены без помощи рук.

Кто знает, как сложилась бы судьба Виктора, если бы в один «прекрасный» день его мать не отказалась от своего новорожденного сына. Испугавшись, что воспитание ребенка с тяжелой формой артрогриппоза принесет ей неисчислимые проблемы, мать уже в роддоме написала отказную. Действительно, что, кроме головной боли, может дать обществу человек с атрофированными конечностями? Он и на человека-то не похож...

До семи лет мальчик находился в ростовском дома малютки, затем учился в спецшколе. Даже в обществе себе подобных ему приходилось тяжелее, чем остальным детям: ведь чтобы произвести элементарные бытовые действия, необходимо было звать на помощь посторонних людей. Поэтому, когда учительница русского языка и литературы Галина Уткачева настоятельно посоветовала ему научиться писать, он воспринял это как озарение.

- Она сказала: «У тебя нет рук и ног. Но у тебя ведь есть зубы!» - рассказывает Виктор. - И я взял в зубы карандаш.

За год он научился не только писать, но и переворачивать страницы, играть в шахматы и т.д.

Жизнь приобрела новый смысл, он понял, что без рук и ног можно делать то же, что и все вокруг. А иногда даже больше. Окончив школу с пятерками, парень-инвалид оказался в мире «большого брата» со всеми причитающимися «факультативами»: обманом, лицемерием, жалостью, брезгливостью... Люди часто смотрели на него, как на урода. Но он не озлобился. Наоборот, несмотря на то что многие товарищи-инвалиды, устав от борьбы за существование, попросту спивались, в нем только усиливалась тяга к жизни. И Виктор занялся общественной деятельностью.

Живя в Новочеркасском доме пенсионеров и инвалидов, он возглавил местную организацию Всероссийского общества инвалидов, вошел в круг творческих людей — артистов, певцов, художников и поэтов, стал петь в хоре и писать рассказы. А однажды на глаза попался выжигатель...

Огненная кисть

Он увидел, как его друг выжигает на фанере рисунки.

- Сначала мне понравился не сам вид искусства, а запах древесины из-под раскаленной «кисти», - вспоминает Виктор.

Он тоже решил попробовать, но вскоре понял, что работать зажатым в зубах выжигателем - далеко не то же самое, что авторучкой. Горячее перо обжигало губы и щеки, прожигало одежду. Однако сдаваться он не собирался. Маленькое ноу-хоу - и приделанное на палочку выжигающее жало послушно реализует замысел автора. Вскоре родилась первая работа — женщина, выносящая из руин ребенка - постер одного из популярных в ту пору кинофильмов. Затем последовали цветы, животные, бытовые картинки, другие образы, воплощенные при помощи зубов и огня... А однажды он решил выжечь икону.

Являясь прихожанином церкви Ксении Петербургской, действующей при доме-интернате, он показал образ священнику. Тот дал благословение на огненное богомазание. И завертелось: Владимирская икона Пресвятой Богородицы, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец.... Виктор говорит, что, хотя его образы не канонические, иногда они тоже способны приносить свет и радость в душу тех, кто их видит. Бывают даже и маленькие чудеса.

- Например, один человек, взявший икону, чтобы показать друзьям, рассказывал, что, пока он ехал в Москву, его ни разу не остановила дорожная инспекция. Хотя в иные поездки это бывало по 3-4 раза.

-2

Выжигание икон — не единственная сфера деятельности, связывающая Бабарыкина с церковью. Одна из его общественных обязанностей — служение в храме Ксении Петербургской, прихожанином которой он является. В свободное время он ведет обширную переписку со священниками, многие из которых входят в категорию его друзей в социальных сетях. Некоторые просят у выжигающего иконописца работы, чтобы устраивать передвижные выставки в храмах, музеях и детских лагерях. Кстати, компьютером опытный рисовальщик тоже владеет отменно.

Сегодня деревянные картины Бабарыкина ценят не только выставочные залы, но и частные любители искусства. Однако, по словам Виктора, свои работы он не продает.

- Ведь в каждой из них - часть моей души, - объясняет он. - Поэтому если кто-то попросит, то дарю.

Человек с безграничными возможностями

Творчество принесло Виктору Бабарыкину успех. Уникальное ремесло оценили столичные искусствоведы, его фанерные детища поехали по стране, участвуя в различных выставках. В 2004 году экспозиция Виктора получила международное признание — он стал лауреатом премии «Филантроп» в номинации «За гранью возможного». Чтобы получить премию, нужно было ехать в Швейцарию, однако, как шутит художник, путешествие — это одна из тех сфер, которые ему еще только предстоит осваивать.

Выставка В. Бабарыкина в Государственном музее им. Н. Островского, Москва, апрель 2013 г.
Выставка В. Бабарыкина в Государственном музее им. Н. Островского, Москва, апрель 2013 г.

Затем он ярко отметился в культурной жизни Москвы. В апреле 2013 года его работы были выставлены в Государственном музее - гуманитарном центре «Преодоление» им. Н.А. Островского - и имели там фурор. Помимо художественной ценности, интерес у зрителей вызвал и способ создания картин, ведь таким способом, по словам Виктора, в стране «рисуют» единицы, а из тех, кто выставляется, он вообще — пока один.

Сегодня картины Бабарыкина живут самостоятельной жизнью, иногда он даже не знает, где они сейчас. Фотокопии и оригиналы выжиганий кочуют по российским выставкам, покоряя сердца зрителей в Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Москве. Виктор - член международного сообщества художников, объединяющего мастеров-инвалидов, рисующих при помощи ног и рта. Его творчество уже преодолело материальные и виртуальные границы, но об освоении заграничных горизонтов художник предпочитает пока не распространяться - «мы предполагаем, а Бог располагает».

Творческая обойма Бабарыкина насчитывает более семи десятков работ, появившихся на свет в результате упорного труда мастера. Часть из них находится в Москве, ожидая следующих выставок, которые пройдут в столице осенью. По его словам, выставки — это огромный толчок для самосовершенствования. И одна из редких возможностей услышать здоровую критику.

- Часто работы хвалят просто потому, что создавал их немощный человек, - признается Виктор. - А я этого очень не люблю.

Он также надеется, что его картины появятся и в родном Каменске-Шахтинском. В 2009 году он уже был гостем города: в музее проходила персональная выставка его работ. Но с тех пор утекло много воды, и у мастера появились новые картины и вырос общественный и профессиональный статус.

Мать и сын

Виктор признается, что был в Каменске еще один раз, однако отнюдь не по творческой причине.

Мастер на открытии выставки в каменском музее, 2010-е годы.
Мастер на открытии выставки в каменском музее, 2010-е годы.

Наверное, каждый оставленный родителями ребенок желает хотя бы раз в жизни увидеться с отцом и матерью. В 1989 году он узнал адрес родителей, которые, в ответ на послание сына приехали в Новочеркасск, чтобы познакомиться с ним. Однако встреча получилась нерадостной и скоротечной.

- Мне показалось, что отец хотел продолжить общение, но мать испугалась, что мы можем привыкнуть друг к другу, - вспоминает Виктор. - Поэтому практически сразу они уехали.

Через несколько лет отец умер, а с матерью и старшей сестрой Виктор так и не нашел общего языка. Был момент, когда он подумал, что семейные отношения можно наладить, и для этого сам приехал в Каменск. Однако, увидев двух чужих женщин с безразличными взглядами, Виктор неожиданно понял, что даже хорошо, что однажды его бросили в роддоме. Ведь тогда бы ему пришлось стать обузой для своей семьи и всю жизнь служить «козлом отпущения» в семейных неурядицах. Лучше жить одному, чем существовать с теми, кто сам обречен на бесконечные страдания.

Один выжигатель и две судьбы

Однако, одиночество — это не про нашего героя. В распорядке дня Виктора Бабарыкина — электронная переписка с друзьями и почитателями таланта, общественные обязанности, работа в благотворительном фонде, служение в храме, репетиции в театральной студии дома-интерната и, конечно, выжигание. Мастер признается, что после московской выставки его творческая продуктивность выросла, и теперь его рабочий инвентарь — зубы и выжигатель — едва поспевают за вдохновением создателя.

Есть и еще одно дело, в котором преуспел победитель будничной жизни, - быть примером для тех, кто, будучи обреченными испытывать на себе жалобные взгляды, не захотел потеряться в окружающем мире невозможных возможностей. Ведь существования в пучине человеческого безразличия многие не выдерживают... Виктор с сожалением вспоминает о своем друге Игоре, который когда-то умер от пьянки. Именно в его здоровых руках будущий художник впервые увидел выжигатель. Увидел, чтобы полюбить жизнь и занять место под солнцем, которое светит для всех...

Если Вам понравилась статья или Вы узнали что-то новое для себя, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на первый каменский канал на Яндекс.Дзене!