Найти в Дзене

ОГЛАХТЫ - ГАЛЕРЕЯ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА СРЕДНЕГО ЕНИСЕЯ

Оглавление
Горный массив Оглахты, гора "Сорок зубьев"
Горный массив Оглахты, гора "Сорок зубьев"

На территории Хакасии сконцентрировано огромное количество археологических объектов различных культур и эпох. Среди всего этого многообразия особенное место по праву занимает горный массив Оглахты, скалы которого покрыты таким множест­вом процарапанных и выбитых рисунков, что их можно без всякого преувеличения назвать гигантской картинной га­лереей под открытым небом.

"ЗУБАСТАЯ" КОЗЬЯ ГОРА

Оглахты (хакасское название Оглах - таг – «Козья гора») - горный массив, с ярко выраженным куэстовым рельефом. Протяженность с юга на север - 15 километров, наибольшая высота – 763,8 метров (гора «Сорок зубьев»). Находится на левом берегу Енисея в 45 километрах ниже города Абакана, в Боградском районе (южнее села Советская Хакасия). Северные склоны горного массива покрыты березовыми лесами и степным кустарником, остальные - степь. Большая часть Оглахты (2,6 тыс. га) включена в государственный природный заповедник «Хакасский».

На территории горного массива находятся древние курганные и грунтовые могильники, сложенная из камня многокилометровая крепостная стена. Но, пожалуй, больше всего это место известно именно из-за наскальных рисунков. Известные учёным оглахтинские местонахождения петроглифов образуют комплекс памятников наскального искусства, равного которому больше нет во всей Хакасии. При этом следует учитывать, что сам этот регион известен как один из богатейших ареалов наскального искусства в мировом масштабе.

К настоящему времени в Оглахты зафиксировано более 3,5 тысяч изображений различных исторических эпох - от неолита до этнографического времени и современности. Петроглифы находятся в разных частях горного массива. Их наносили на выходы скальных пород вдоль всей береговой линии по течению Енисея, и вдали от нее, на крутых скальниках, в логах, на отдельно лежащие каменные плиты, и даже на небольшие плитки песчаника, часто находимые у подножия самой величественной горы Оглахты - «Сорок зубьев» (юго-западная часть горного массива). Вдоль её многокилометрового склона, на высоких, практически вертикальных каменных выходах, выбиты тысячи разновременных петроглифов: диких и домашних животных, сцен охоты и битв, ритуальных действий, тамг, детальных изображений шаманов. К одной плоскости, на которой выбиты изображения коней, выполненные в изящной раннесредневековой стилистике таштыкской археологической культуры, сейчас подведена длинная лестница, ведущая от подножия горы на охраняемой территории заповедника "Хакасский".

ТАЙНА ГОСПОДИНА КОНЕЙ

Изучение оглахтинских петроглифов началось в XIX веке и продолжается до сих пор.

Впервые наскальные изображения Оглахтов в 1847 году осмотрел финский филолог и этнограф М.А. Кастрен. В 1850 году часть петроглифов на береговом утесе была зарисована чиновником Главного управления Восточной Сибири Л.Ф. Титовым. Впоследствии зарисовки Титова, поступившие в архив Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, стали основой для первого научного анализа петроглифов Хакасско-Минусинской котловины. В 1885 году Оглахтинскую писаницу обследовал И.Т. Савенков, а через два года после него - И.Р. Аспелин. Наиболее систематическое исследование оглахтинских петроглифов предпринял в 1907 году А.В. Адрианов. Он выявил наиболее крупные местонахождения на восточном и южном склонах и выполнил около 200 копий плоскостей с рисунками. После этого наиболее масштабное изучение наскальных рисунков Оглахты прошло в 1960-е годы в связи со строительством Красноярской ГЭС, в результате чего предстояло затопление и разрушение прибрежных скал с множеством находившихся на них петроглифов. Отрядом петроглифистов под руководством Я.А. Шера было осуществлено сплошное копирование береговых рисунков.

Кусок скалы с береговой части горного массива Оглахты с изображением охотника тагарской археологической культуры (I тыс. до н. э.), хранится в Эрмитаже
Кусок скалы с береговой части горного массива Оглахты с изображением охотника тагарской археологической культуры (I тыс. до н. э.), хранится в Эрмитаже

Во время обследования береговых скал экспедиция Якова Шера обнаружила уникальную для Среднего Енисея композицию тагарской археологической культуры, получившей название "Господин коней". В 1978 году в Эрмитаже состоялась выставка «Античное искусство из музея Метрополитен». Среди экспонатов стояла большая амфора VIII-VII веков. до н.э. с росписью геометрического стиля, на которой Яков Шер увидел изображение человека, держащего под уздцы двух симметрично стоящих по его бокам лошадей. Увиденное удивило учёного, так как он уже видел подобное изображение на береговой скале в Оглахты - человек в островерхом головном уборе держит под уздцы двух симметрично стоящих по бокам лошадей! Манера изображения позволила отнести его к раннему этапу скифо-сибирского звериного стиля (VIII-VII века до н.э.). Непонятным было другое: "Какими судьбами этот сюжет занесло на Енисей?». Ответ на этот вопрос с тех пор так и остался не рарешённой тайной истории. Само "знаковое" для Оглахтов изображение в 1966 году было вырезано прямо из скалы абаканским исследователем А.Н.Липским, и до настоящего времени его фрагменты хранятся в фондах Хакасского республиканского музея.

После появления Красноярского водохранилища вся береговая линия горного массива оказалась затоплена, но изучение не пострадавших от воды участков продолжилось. Поиск петроглифов Оглахты проводили известный учёный Л.Р. Кызласов, минусинский археолог Н.В. Леонтьев, а также художник В.Ф. Капелько. В 1980-х и 1990-х годах с древними наскальными рисунками Оглахты работала экспедиция Кемеровского госуниверситета под руководством Б.Н. Пяткина.

ДАР ДУХУ ГОРЫ

Подножие горы "Сорок зубьев" буквально усыпано обломками красного девонского песчаника - обломочный материал, образующийся в результате естественного разрушения скальных выходов и скатывающийся вниз по склону. Необычно то, что на многих из них имеются выбитые и резные изображения - зверей, людей, шаманов.

В 1972 году на это обстоятельство обратили внимание художник В.Ф.Капелько, и археологи Н.В.Леонтьев и Л.Р.Кызласов. Последние определили рисунки на найденных каменных плитках как народное творчество хакасов XVIII—XIX веков. Большое количество собранных учёными плиток с рисунками хранится в коллекциях музеев Красноярска, Минусинска, Абакана, Кемерова и Новосибирска. Долгое время считалось, что на собранных и всё ещё лежащих у подножия "Сорока зубьев" каменных плитках изображены только так называемые народные рисунки хакасов. Однако не так давно появилась другая версия, указывающая на прежде не отмеченную исследователями довольно интересную культурно-историческую традицию жителей Среднего Енисея.

Археолог Елена Миклашевич изучила коллекции "расписных" плиток в музеях, и на месте, в Оглахты. И пришла к мнению, что рисунки на этих камнях оставили не только в этнографическое время, но и в более ранние исторические эпохи.

- Среди известных нам материалов на плитках определённо есть не только этнографические рисунки; часть из них может быть отнесена и к карасукским (начало I тысячелетия до н. э.), тагарским (VIII-III века до н. э.), к изображениям хунно-сяньбийского времени, особенно тесинским (конец I тысячелетия до н. э.), - считает Елена Миклашевич.

Что это значит? Скорее всего то, что на протяжении долгих веков обитатели этих земель могли считать Оглахты священным местом. Когда они его посещали, то обязательно оставляли здесь в качестве подношения кусок девонского песчаника, с выбитыми на нём рисунками. Потрясающий факт, которому ещё только предстоит дать научную оценку.

КАМЕНЬ С КИНЖАЛАМИ

"Шаман -камень" - большая каменная плита девонского песчаника (размеры – 4,2 х 2,9 х 0,5 метров) , вся поверхность которой покрыта множеством изображений, среди которых есть кинжалы, личины, животные, колесницы, «колёса», концентрические круги, спирали, кольца. Рисунки были обнаружены в 1978 году экспедицией Б. Н. Пяткина. Название "Шаман-камень" - современное, не имеющее настоящего отношения к шаманизму, придуманное принимавшим участие в работе экспедиции художником В.Ф. Капелько. В последний раз "шаман-камень" изучался в 2012 году абаканским археологом Юрием Есиным.

Сегодня плита с наскальными рисунками является одним из "знаковых" историко-культурных памятников горного массива Оглахты. Уникальный археологический объект лежит наклонно на южном склоне горы "Сорок зубьев" (урочище Кизань). Плоскость с изображениями обращена вверх (в этом главная необычность данного памятника, так как другие оглахтинские петроглифы, как правило, выбивались на вертикальных плоскостях). Является одним из самых крупных по числу изображений и одним из самых важных памятников наскального искусства эпохи поздней бронзы Хакасско - Минусинской котловины. По мнению Юрия Есина, концентрация такого большого количества изображений одной эпохи на одной плите и многократное повторение одних и тех же образов связаны с периодическим повторением каких -то обрядов, проводившихся на этом месте в конце II - начале I тыс. до н.э. Причём, для части этих обрядов важную роль играло оружие – боевой бронзовый кинжал.

Оглахты, археолог Юрий Есин копирует древние петроглифы
Оглахты, археолог Юрий Есин копирует древние петроглифы

ЭПОХА НЕОЛИТА

С 2014 года систематическое исследование оглахтинских памятников наскального искусства осуществляет археолог Елена Миклашевич. Каждый год, весной, когда уровень водохранилища понижается, частично сохранившиеся петроглифы береговой линии выходят из воды. В это время проходит их изучение. Таким образом кемеровская исследовательница уже открыла несколько уникальных, ранее не известных наскальных рисунков.

В частности, в 2015 году обследование береговых скал привело к неожиданному открытию: помимо ранее известных в науке и затопленных Красноярским водохранилищем петроглифов, экспедицией Елены Миклашевич были обнаружены совершенно неизвестные рисунки. До затопления водохранилища они находились на отвесных скалах не менее чем в 8-10 метрах над уровнем берега. Именно поэтому их и не замечали другие исследователи.

- Петроглифы нанесены способом выбивки, крупные по размерам, выполнены очень реалистично, а многие даже высокохудожественно. Изображены - лоси, благородные олени, дикие лошади, дикие бараны, быки-туры, кабаны, медведи. Возраст рисунков пока неясен, но совершенно точно можно сказать, что им не менее, чем 5 тысяч лет. Рисунки такого стиля -- самые древние в регионе. Одна из обнаруженных сцен представляет собой настоящий шедевр наскального искусства: выполненные с удивительным художественным мастерством два стоящих морда к морде диких барана, у которых очень точно и с глубоким знанием натуры переданы крутые завитки рогов, изгибы морды, парные копыта, и многие другие детали. Столь реалистические изображения баранов и их «геральдическая позиция» ранее среди древнейших петроглифов Хакасско-Минусинской котловины не встречались, - пояснила Елена Миклашевич.

В 2016 году горный хребет Оглахты вошел в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО как объект природно-культурного наследия. Сейчас ведется работа по подготовке документации для номинирования его в основной список. За эти годы в результате сплошного обследования всей территории горного массива выявлено несколько ранее неизвестных местонахождений наскального искусства, в том числе в его центральных и северных участках.

Сергей Амелин, г. Абакан (Хакасия)