Это вторая часть статьи, которая является обзором немецких фотоальбомов, ныне хранящихся в ЦАМО (фонд 500, трофейные документы). Мы начали в первой части виртуальный просмотр одного такого альбома - приложения к журналу боевых действий 2-й Армии за июль-октябрь 1942 года.
Альбом имеет определенную логику представления фотоматериала - сначала штабная жизнь, командующий на конной прогулке, офицеры штаба стреляют из винтовки по мишеням и все в этом духе. Потом командующий армией летит на фронт инспектировать войска...
Ну, про немцев и их фронтовой быт мы поговорим в третьей части, а тут обсудим только один аспект - "восточных добровольцев". О Хиви, о "восточных батальонах" и о казачьих частях в Вермахте мы уже писали на нашем канале - исключительно по немецким документам (все из того же 500-го фонда) - см статьи "Анатомия предательства" и "Вся правда о Хиви".
Теперь посмотрим, как все это выглядело в реальности, пусть и условно-парадной, отражением которой является альбом фотографий.
Начнем с казаков, точнее с лиц, таковыми себя объявивших немцам. Тут следует сразу уточнить некоторые моменты.
Во-первых, обращаю внимание читателей, что в Вермахте были, кроме известных всем крупных формирований, и ОТДЕЛЬНЫЕ подразделения казаков в составе различных немецких частей и соединений. Ниже вы можете видеть фрагмент вышеупомянутого фотоальбома, подпись под фото гласит, что это эскадрон казаков в составе 299-го разведывательного батальона 299-й пехотной дивизии.
В книге С.Дробязко, которой некоторые комментаторы автора попрекали (что все давно описано и исследовано), имеется упоминание об использовании казаков командованием тыловых районов 2-й и 4-й полевых армий, 43-го и 59-го армейского корпуса и некоторых дивизий (с номерами 57,137, 203, 213, 403, 444, 454), а также о наличии разведотрядов казаков в танковых корпусах. Мы видим из представленных фотоматериалов, что список этот несколько шире.
Командир 299-го разведывательного батальона майор Манкен (Mahnken) награжден рыцарским крестом и в альбоме присутствует в соответствующем разделе (Ritterkreuzträger) , его можно видеть на следующем фото в окружении своих подчиненных.
Во-вторых, уточним - добровольческий эскадрон это установленная Распоряжением ОКХ (Oberkommando des Heeres -Верховное командование сухопутных войск) "Об организации и использовании местных вспомогательных сил на Востоке" структурная единица именно для казаков, для тюркских народов (к которым немцы и Кавказ относили и Среднюю Азию и татар и башкир) были предусмотрены свои варианты, а русскоязычных военнопленных, не заявивших о принадлежности к казачеству, могли определить в Хиви, т.е. в ряды "добровольных помощников", преимущественно на хозяйственных и прочих тыловых должностях без прямого участия в боевых действиях с оружием в руках или в полицейские формирования тыловых районов.
Ниже фото добровольческих эскадронов в составе немецких армейских корпусов из фотоальбома 2-й Армии. Мы предлагаем вниманию читателей фотокопии страниц альбома полностью и увеличили некоторые фото для удобства просмотра.
Обращаю внимание читателей на РАЗНЫЕ варианты немецкого написания (это не ошибка автора) названия добровольческих подразделений - Freiwillige Schwadron и Freiwilligenschwadron.
"Добровольцы" имеют свои знаки различия и эмблемы. Они хорошо видны на фото выше. По Распоряжению Верховного командования сухопутных сил, нагрудный знак в виде орла был заменен для "восточных частей" на другой, похожий по начертанию (см ниже приложение к указанному Распоряжению августа 1942 года). Здесь же, видимо, еще используются стандартные нашивки Вермахта.
Хиви одеты в советскую форму и сразу бросаются в глаза на фото среди военнослужащих Вермахта. Следующая серия снимков показывает различные варианты применения этой категории в частях и подразделениях 2-й армии.
Именно такие фотографии, когда Хиви не снимают специально, а они просто попадают в кадр как обычные элементы фронтовой реальности, позволяют оценить масштабы явления.
Катастрофическая нехватка людских ресурсов в Вермахте вынуждала немецкое командование переводить в боевые части из тыловых подразделений не только этнических немцев, но и солдат, призванных с присоединенных территорий, в отношении которых действовало правило держать подальше от передовой (соответствующий приказ можно посмотреть в статье "Поляки в Вермахте"). Возможным такое решение делали как раз Хиви. Не надо забывать, что Хиви имели статус ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, это не пленные, которые под конвоем работают. Персонаж из "Судьбы человека", чтобы стать Хиви, должен был принять ПРИСЯГУ и получал бы от немцев не только паек, но и денежное довольствие. Положение Хиви было строго регламентировано, предусмотрены отпуска в пределах расположения корпуса, льготы членам семей, если они находились на оккупированных территориях. Соответствующие документы читатель может найти в статьях на канале. Так что герой из рассказа Шолохова, если это вообще не художественное преувеличение (вряд ли писатель читал немецкие приказы), скорее исключение, самодеятельность местного немецкого командования.
Приложение:
Взято из: Дело 124. Распоряжения ОКХ об организации и использовании местных вспомогательных сил на Востоке. ЦАМО, фонд 500, опись 12451.