Найти тему

Про предателей и героев

1,4K прочитали

Французский перебежчик указывает направление французских атак. Ватерлоо 1815 г.
Французский перебежчик указывает направление французских атак. Ватерлоо 1815 г.

В одном из постов я как-то вскользь упоминал двух предателей – генерала Бурмона и полковника Гордона, которые едва не сорвали наступление французской Северной армии на Самбре в 1815 г. Но история на этом не заканчивается, а дальнейшие события заслуживают отдельного рассказа…

Сама по себе биография Бурмона говорит о том, что он был беспринципным карьеристом, человеком авантюрной складки, но в то же время не обделённым военными талантами. Пожалуй, его можно охарактеризовать шутливой фразой:

«Почему Бурмона нельзя посылать на войну против роялистов? Завидев на знамёнах королевские лилии, он сразу перебежит на их сторону!!!»

В самом начале Бельгийской кампании командир 14-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Луи Бурмон с начальником штаба полковником Клуэ, помощником начальника штаба эскадронным командиром Вилутре, адъютантами Дандинье и Треманом и прикомандированным к дивизионному штабу капитаном Сурда, перебежал к пруссакам, едва не сорвав наступление правофланговой колонны генерала Жерара.

Позже, в своё оправдание, как и любой другой предатель, генерал Бурмон будет писать:

«Меня не увидят в неприятельских рядах, я не открою неприятелю ничего, что могло бы повредить французской армии…. Но я постараюсь защитить французов, не включённых в амнистию, оградить наше отечество от конфискаций и иметь в виду народную независимость.»

Маршал Франции, граф Луи-Огюст Виктор де Гэне де Бурмон
Маршал Франции, граф Луи-Огюст Виктор де Гэне де Бурмон

Прибыв в ставку Блюхера, Бурмон попытался пробиться на аудиенцию к фельдмаршалу с важными сведениями. Однако, только узнав о посетителе, прусский командующий прямолинейно заявил:

- Передайте предателю Бурмону, что я с собачьим дерьмом не общаюсь!

Теперь для генерала Бурмона и его свиты была открыта только одна дорога – в Гент, ко двору свергнутого Людовика XVIII. Прибыв на место, он с распростёртыми объятьями был принят королём и карьера перебежчика пошла в гору.

Примерно в это же время в Гент прибыли сбежавшие из корпуса генерала Д’Эрлона начальник штаба 4-й пехотной дивизии полковник Гордон (голландец на французской службе) с адъютантом командира дивизии, эскадронным командиром Гогле.

Так, постепенно, вокруг свиты Людовика XVIII собралась группа штабных лиц и мелких офицеров, которых едва зацепила королевская милость. Фактически из перебежчиков образовался комитет, который в наше время получил бы название «Свободная Франция». В его задачу входило распространение прокламаций и разложение наполеоновской армии любыми доступными средствами.

В июле 1815 г. к приграничной крепости Кондэ подошла голландская пехотная колонна. Как показала кампания 1814 г. укреплённые пункты представляли собой довольно лакомый кусок для грабежа и личного обогащения отдельных командиров. По запасам военного имущества и материальных ценностей многие крепости были сравнимы с пещерой Али-Бабы. Так, фельдмаршал Блюхер, сразу предлагал коменданту Венсеннского замка генералу Пьеру Доменилю миллион франков золотом за сдачу главного арсенала французской армии (правда, безуспешно).

В период «Ста дней» командование замком Кондэ было доверено бригадному генералу Жану-Жерару Боннэру (Jean-Gerard Bonnaire). Боннэр ещё юношей поступил в революционную армию, был несколько раз ранен и прошёл путь от рядового до бригадного генерала. Мало того, он имел титул барона Империи, который просто так не давался.

Сопровождающий колонны полковник Гордон, именем короля, потребовал открыть ворота и допустить голландские войска в замок. Но любой комендант знал, что за этим последует: сначала запустишь противника в город, затем враг выставит свои караулы и власть законного хозяина скукожится до размера личного кабинета. В ответ на предложение, с крепостных стен на Гордона обрушилась площадная брань и грязные ругательства.

Тем не менее, полковник Гордон не унимался и добился личной встречи с генералом Боннэром. Что происходило во время приёма, история умалчивает, но, по всей видимости, он допёк свиту коменданта своими нравоучениями. Адъютант генерала лейтенант Митон (Miton), не долго раздумывая, в упор разрядил пистолет в предателя, после чего вопрос о сдаче крепости отпал сам собой.

В условиях развернувшегося «Белого террора», история с «вероломным» убийством полковника Гордона, во всех красках была быстро доведена Людовику XVIII. Рассказ, поданный под соусом подлого убийства парламентёра, вызвал крайнее раздражение короля.

Генерал Боннэр и лейтенант Митон, как главные виновники трагедии, были арестованы и подвергнуты показательному военному суду, который признал их виновными в нарушении обычаев ведения войны.

8 июня 1816 г. на Вандомской площади, на глазах личного состава парижского гарнизона, бригадный генерал Боннэр был подвергнут «гражданской казни». Покрытого почётными шрамами офицера вывели на открытое пространство и насильно поставили на колено (из-за старой раны ноги генерала не сгибались). После оглашения приговора его шпага была сломана, а эполеты и награды сорваны с мундира. Генерал был заключён в тюрьму, где вскоре умер, не выдержав условий заточения. Лейтенант Митон был приговорён к смертной казни и расстрелян по приговору военного суда 30 июня 1816 г.

В одном из постов я как-то вскользь упоминал двух предателей – генерала Бурмона и полковника Гордона, которые едва не сорвали наступление французской Северной армии на Самбре в 1815 г.-4

Во всей этой истории мы забыли про генерала Луи Бурмона. После встречи с Людовиком XVIII в Генте его карьера пошла в гору. В 1829 г. Луи Бурмон стал маршалом Франции и военным министром. Однако судьба не дала ему долго нежиться в лучах славы. В 1830 г. во Франции вновь произошла революция, которую Бурмон категорически не принял. Мало того, он был замечен в рядах заговорщиков, попытавшихся в 1832 г. поднять восстание в Вандее. Заговор был разгромлен, а Бурмон, успевший улизнуть от правосудия, был заочно приговорён к смертной казни. Уже ближе к концу жизни маршал Луи Бурмон был амнистирован, получив возможность тихо угаснуть в своём родовом замке. Подвести итог можно фразой Наполеона оброненной вскользь на далёком острове: «Бурмон - это одна из моих ошибок…»

Друзья! В продолжение темы, хочу предложить Вам ещё статьи о наполеоновской эпохе:

КРОВАВАЯ БАНЯ ДЛЯ МОЛОДОЙ ГВАРДИИ. БИТВА ПОД КРАСНЫМ

МЕХОВЫЕ ШАПКИ РЕШАЮТ ДЕЛО

ОСТРАЯ БРИТВА ИЗ ХРУПКОЙ СТАЛИ. АРМИЯ НАПОЛЕОНА В 1815 Г.

ЛЕГЕНДЫ ВАТЕРЛОО. ВСАДНИКИ РУХНУЛИ В ПРОПАСТЬ, А УЦЕЛЕВШИЕ ШЛИ, СТУПАЯ ПО ИХ ТЕЛАМ

БЕЛЬГИЙСКАЯ КАМПАНИЯ 1815 Г. ПРОВАЛ "БЛИЦКРИГА"

ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ!!! ШТЫК В ЗЕМЛЮ!!!

ДИКАЯ АТАКА. РУССКАЯ КОННАЯ ГВАРДИЯ ПРИ АУСТЕРЛИЦЕ

МИНУТА СЛАВЫ КАПИТАНА РАНДОНА

САБЛИ НАГОЛО! ДУЭЛИ В НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ

ВАШУ САБЛЮ ГЕНЕРАЛ! БОЙНЯ НА БАТАРЕЕ РАЕВСКОГО.

БЕСТОЛКОВЫЙ КОНТР-МАРШ ГЕНЕРАЛА Д'ЭРЛОНА

СИР! ВЫ ТОТЧАС УВИДИТЕ МЕНЯ НА БАТАРЕЕ, ЖИВОГО ИЛИ МЁРТВОГО!

НЕ КАЖДЫЙ СОЛДАТ НОСИЛ В РАНЦЕ МАРШАЛЬСКИЙ ЖЕЗЛ!

ТЕНИ ВАТЕРЛОО. ГИБЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ КАВАЛЕРИИ

ТЕНИ ВАТЕРЛОО. ГВАРДИЮ В ОГОНЬ!

НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО! АТАКА ПОЛЬСКОЙ КАВАЛЕРИИ ПОД СОМОСЬЕРРОЙ

ПРОМЕНЯТЬ СОСТОЯНИЕ НА УЛАНСКИЙ ПОЛК

В одном из постов я как-то вскользь упоминал двух предателей – генерала Бурмона и полковника Гордона, которые едва не сорвали наступление французской Северной армии на Самбре в 1815 г.-5

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.

Все представленные в статье фотографии взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.