Найти в Дзене
Николай Кулаков

Кресты за разведку. Как воевал на фронтах первой мировой будущий маршал Георгий Жуков?

В своих мемуарах маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков вспоминал о первых днях военной службы в царской армии. Рекруты мечтали попасть в гусары, где, как считалось, унтеры более человечные и мягче обходятся с молодыми кавалеристами. Впрочем все равно трудностей в гусарском полку хватало. Требовалось не только чистить оружие и и маршировать на плацу, но еще и ухаживать за конем. А это означало, что приходилось урывать время от сна. В кавалерии царские солдаты обычно спали на час меньше, чем в пехоте. Но попал Жуков не в гусары, а в драгуны.

В «Воспоминаниях и размышлениях» маршал отмечает, что он был призван в армию в возрасте 18-ти лет. Россия без малого год уже воевала на фронтах Первой мировой. на дворе был горячий август  1915-го. В 5-м запасном кавалерийском полку солдат сильно муштровали, выбивали гражданский дух как можно скорее. Физическая нагрузка была очень высокой, но крестьянский парень справлялся, благодаря сельской закалке, привычке к тяжелому труда, заложенной с детства. Так продолжалось до весны 1916 года.

Учился молодой солдат старательно. Потому был выделен на учебу в школу унтеров. Георгий Константинович вспоминал о своём нежелании учиться, но его якобы уговорил взводный, посоветовавший не торопиться на фронт: «Там глупо, ни за что, гибнет народ». Известно, что характер у юного драгуна был не подарок. За строптивый нрав Жукова едва не отчислили из учебной команды: он повздорил со старшим унтер-офицером и заслужил плохую характеристику – за 4 месяца учёбы имел 10 взысканий, называл взводного «шкурой». Тем не менее Жуков все же сумел получить чин вице-унтер-офицера.

А потом был маршевый эскадрон, который вскоре направили на передовую. В районе Каменца-Подольского состав атаковал немецкий аэроплан, сбросил бомбы. Были убитые драгуны и лошади. Так жуков увидел смерть на фронте. Воевал сначала эскадрон Жукова на Юго-Западном фронте. Его определили в команду разведчиков, которые должны были охотиться за одиночными солдатами противника, добывать информацию.

Русская кавалерия в атаке в первую мировую войну

Самый первый солдатский георгиевский крест IV степени Жуков получил за поимку немецкого офицера. Как это было на самом деле — маршал умолчал. А письменных реляций не сохранилось.  Затем драгуна подстерегла контузия.  Октябрьским днем 1916 года неподалеку от вице-унтера Жукова, действовавшего в составе группы разведдозора, взорвалась мина.

«В октябре 1916 года мне не повезло: находясь вместе с товарищами в разведке на подступах к Сайе-Реген в головном дозоре, мы напоролись на мину и подорвались. Двоих тяжело ранило, а меня выбросило из седла взрывной волной. Очнулся я только через сутки в госпитале», -- записал через несколько десятилетий в мемуарах Георгий Жуков. Второй раз знаменитый маршал был контужен в 1943 году при подготовке к Курской битве. После этого он практически потерял слух на одно ухо.

Но в 1916 году товарищи вынесли его в тыл. До декабря проходил лечение в харьковском госпитале. Потом у него были большие проблемы с координацией движений, лечили от головокружений, настигала глухота. Командование наградило пострадавшего от взрыва драгуна георгиевским крестом III степени (за контузию). Его выписали из госпиталя и отправили служить в запасной кавалерийский полк, который вскоре после большевистской революции (в декабре 1917 года) был расформирован.

-2

Царская служба сделала  маршала Жукова кавалеристом

Жукову однополчане оказали доверие. Драгуны избрали Жукова в запасном полку председателем солдатского эскадронного комитета. Такие органы солдатского самоуправления везде стали создаваться по Приказу №1. На фронт Первой Мировой будущий маршал так уже больше не вернулся. Он пожил немного в революционной Москве, затем навестил родных в своей калужской деревне, заразился сыпным тифом, переболел, выжил. Затем революции потребовались кавалеристы-ветераны, имевшие боевой опыт, бывшего драгуна призвали в Красную армию. Так и началась его военная карьера в советских вооруженных силах.

Получается, что главный маршал Великой Отечественной войны никак не мог равняться в подвигах на фронте первой мировой войны с некоторыми другими своими коллегами. Только у Семена Буденного, тоже драгуна, было целых четыре георгиевских креста. Превзошел в царских знаках отличия Жукова и Константин Рокоссовский.
Источник: https://armflot.ru/sudby/1674-kresty-za-razvedku-kak-voeval-na-frontakh-pervoj-mirovoj-budushchij-marshal-georgij-zhukov