Найти тему
Помоги себе сам

Объяснение "необъяснимой" полигональной кладки

Оглавление
Полигональная кладка в Ольянтайтамбо (Перу) - картинка из интернета
Полигональная кладка в Ольянтайтамбо (Перу) - картинка из интернета

Мне всегда были интересны механизмы, которыми пользовались до промышленной эры наши предки. Как работала средневековая кузница, как устроена баллиста, как строили купола соборов - тысячи интересных решений, которые сейчас никто не будет повторять, потому что есть способ проще, да и сама задача изменилась.

И вот сейчас я стал всё чаще замечать статьи вроде этой (это не придирка к конкретному автору, возможно я даже сделал невольно ему рекламу, просто Дзен мне сегодня показал именно его), в которых автор говорит, что такое нереально сделать, что куча необъяснимого. Например про полигональную кладку: где брали материал, как откалывали, зачем оставляли выступы на камнях, как подгоняли блоки к друг к другу. И самое возмутительное то, что масса людей в комментариях его поддерживает и высказывает антинаучные предположения. Давайте рассмотрим самую сложную из представленных картинок и объясним всё якобы необъяснимое.

Фото подписаны как "взято из открытого источника", но я даже без поиска в интернете могу сказать какая фото где сделана. Дело в том, что даже не самые большие каменные блоки тяжело утащить далеко от каменоломни, а многие особенности скал, вроде этих оранжевых пятнышек (наверное какого-то лишайника) на камнях на третьем фото уникальны для своей местности. Все эти места довольно посещаемые туристами. По рыжим пятнам я опознал Ольянтайтамбо в Перу - для примера в начала статьи я вставил картинку от туда же, но с другого ракурса. На фотографиях из этого места можно заметить, что такой качественной полигональной кладки не так уж и много относительно кладки попроще, так что сразу можно делать вывод: её делать было всё-таки тяжелее, чем складывать из готовых камней на глину или известь, которые за сотни лет выветрились и вымывались.

Я нашёл в сети отличную подборку фото из этого места, где фотограф (Allenatore, за что ему отельное спасибо) не ставил целью убедить кого-то в чём-то, а просто фотографировал. Воспользуюсь его фотографиями для объяснения.

Как поднимали на гору мегалиты?

Мегалитами называют огромные каменные блоки, как сокращение от закошенного под латынь "огромный камень". На самом деле у этого слова есть определение - это само каменное строение, причём другого периода и места. Но пока не будем обращать на это внимание.

Сам вопрос в большинстве случаев (и Ольянтайтамбо не стал исключением) призван запутать слушателя, так как в нём уже скрыт ответ "никак". Но камни не поднимали в гору: их там же на горе и добыли. Поднимали камни по пандусу или кранами на пирамиду Хеопса или к храму Юпитера. Вот и в голове у большинства людей никакого противоречия не возникает от такой постановки вопроса из-за возникающих ассоциаций.

Разберёмся подробнее в том, как в Ольянтайтамбо добывали блоки и транспортировали:

На этих двух фото видно, что часто для экономии труда использовались и естественные трещины. Гравитация помогала отколоть от потолка или стены. В той местности вроде так и не изобрели колеса, так что потом их скорее всего перекатывали поддевая рычагами и обвязывая канатами.

На скале остались боссы
На скале остались боссы

На этом фото видны боссы. Я читал мнение, что боссы на каменных блоках в мегалитах - дефекты (литники или облой), возникшие из-за того что блоки якобы отливали, а не откалывали. По такой логике и всю скалу тоже отливали через эти маленькие литнички?

Боссы остаются если вырубают из углубления плиту или обелиск то есть выбивают кирками периметр оставляя перемычки между основной породой и вырубаемым блоком. Иначе камень не будет висеть в воздухе покуда под ним будут подрубать породу. затем обвязывают канатами и крепят к крану, затем просто ломают эти перемычки и они помогают не соскакивать канатам. То что камень висел на них пока подрубали его снизу косвенно подтверждается тем, что чем больше камень - тем больше боссы.

Чем больше камень - тем больше боссы
Чем больше камень - тем больше боссы

Почему не стёсывали боссы? Местами и стёсывали, но только после установки, так как они точно могли добавить удобства транспортировке и укладке. А есть места где наоборот при выравнивании поверхности стены боссы специально делали, поэтому даже есть теория, что они носили религиозный характер. Намеренное усложнение конструкции без видимого практического применения частенько объясняется религиозными причинами. Я же считаю, что в тех местах где искусственно делали боссы они помогали собирать в чаши воду с каменной стены во время дождя, тумана или росы.

Сделано прямо в скале, врядли потом планировалось откалывать это от скалы
Сделано прямо в скале, врядли потом планировалось откалывать это от скалы

Пара мыслей по транспортировке блоков

Боссы удобно обвязывать верёвками. Но у многих блоков их нет или их не хватает в нужном месте, например на длинных блоках. Тогда делали выемки по краям. Кроме того, что становилось удобнее не только обвязать верёвкой, но и приподнять рычагом.

Джутовый канат (используется уже не одно тысячелетие и до сих пор продаётся в магазинах) 4 см диаметром выдерживает 5 тонн веса, два таких каната 10 тонн и так далее, а ведь канат мог быть и 10 см толщиной.

Порядок укладки камней

Конкистадоры писали, что инки укладывали ряд камней и засыпали его грунтом до верха. Затем укладывался следующий ряд. Это косвенно подтверждается тем, что большинство стен являются таковыми только с одной стороны.

По тому как стыкуются между собой камни становится понятен порядок укладки камней в стенку. Я сделал анимацию, поясняющую порядок укладки:

Порядок укладки камней
Порядок укладки камней

Качество GIF'ки правда пришлось урезать, иначе страница начинала слишком долго погружаться. Про то как подгонялись друг к другу камни будет чуть дальше, там тоже сделал поясняющую анимацию.

Стыковка камней

Я видел видео с экспериментом 1992 года команды французских учёных по подгонке блоков с помощью параллельного переноса. Если с вертикальными поверхностями их метод (суть метода я нарисовал на анимации ниже) довольно простой, то с горизонтальными становится слишком сложным.

Параллельный перенос с измерением с помощью обычной палки
Параллельный перенос с измерением с помощью обычной палки

Для подгонки горизонтальной поверхности они подвешивали на деревянных подпорках один камень над другим и формовали поверхность камня, который был внизу по форме того, что висел сверху, используя всё тот же параллельный перенос. На видео они работали под небольшим камнем, готовым рухнуть от одного неловкого движения, стоящем на подпорках из палок. Думаю так не делали - это очень опасно, а подъём на подпорки большего камня уже становится совсем трудной задачей.

Моя версия подгонки камней

Камни были наломанны впрок в некотором количестве. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые фрагменты стен имеют определённую симметрию камней, а значит у строителей был выбор из уже готовых, раз они задумывались о красоте. Думаю, некоторые камни выдалбливались под место, когда ничего похожего не было, поэтому каждый из узких камней между огромными на фото ниже имеют боссы. Камень выбирался наиболее подходящий к месту и его подгоняли вертикально параллельным переносом.

Причём замечу, что выравнивался только передний край, а то, что сзади выравнивалось так, чтобы просто не выступало за границу лицевой стороны (это видно на многих фотографиях стенок сверху).

Каждый следующий камень ставился и обрабатывался только после того как предыдущий уже занял своё место. Это косвенно подтверждается фрагментом на фото ниже: самые большие камни лишь слегка выровнены по вертикали, и их уже не стали сдвигать после обработки - проще было заполнить щель камнями поменьше. Также видно что первые три камня слева обработаны с лицевой стороны, а четвёртый только наполовину. Этот факт позволяет сделать два вывода: во-первых, лицевая сторона стенки дополнительно обрабатывалась уже после укладки камней, а во-вторых боссы умышленно оставляли не стёсанными.

С тем что ровнять надо не верхний (или оба) камня, а нижний камень я полностью согласен с французскими археологами. Это косвенно подтверждается тем, что боссы (в Ольянтайтамбо на большинстве камней боссы находятся по нижнему краю камня) чаще всего огибают стык, а не стёсаны.

Боссы стоящие на разном уровне, но на одинаковом расстоянии от шва означают, что при подгонке формовался нижний камень под форму верхнего
Боссы стоящие на разном уровне, но на одинаковом расстоянии от шва означают, что при подгонке формовался нижний камень под форму верхнего

С точки зрения экономии сил также выгоднее бить сверху вниз. А вот с тем, что били камнем, который держали в руках я не согласен, так как в то время скорее всего у строителей не было перчаток и такой труд приводил бы к травмам. Думаю они делали хотя бы подобие молотка каменного века из ветки, камня и верёвки - им и били.

С подвешиванием одного камня над другим во время работы я совсем не согласен - это очень опасно и трудоёмко. Если стена засыпана с одной стороны на уровень, на котором сейчас идёт работа, то можно положить камень на насыпь под прямым углом к нижнем (позади от обрабатываемого камня, боссами вверх). Затем над лицевой стороной (то что подальше от лицевой стороны не подгонялось - просто отбивали выступающее за края) уже установленного камня на некоторой высоте (чтобы палка не мешала работе) можно закрепить горизонтально прямую палку. Параллельный перенос можно делать в этом случае с помощью верёвки (а не палки) фиксированной длины, перекинутой через эту горизонтальную палку. Сделал поясняющую анимацию:

Вместо палочки можно использовать верёвочку максимальной длины перекинутую через горизонтальную палку
Вместо палочки можно использовать верёвочку максимальной длины перекинутую через горизонтальную палку

Затем для установки камня на нужное место его надо поднять сзади рычагом. Насколько практично спереди тянуть вниз за боссы не знаю, но возможно они как-то тоже использовались в этой операции.

После установки всех камней на нужные места переднюю поверхность стенки выравнивали, чтобы швы были более монолитными, а сама стенка более гладкой. Скорее всего, выравнивать швы надо было для того, чтобы в щели не набивались семена растений.

Ниши и двери

Я плохо верю в то, что масштабные каменные сооружения с большими трудозатратами строили в религиозных целях, а в ниши клали подношения богам. Если присмотреться, то ниши и двери присутствуют двух видов: простые и с прямоугольной фаской по периметру. Думаю, усложнение является следствием эволюции технологии, что позволяет сделать предположение о назначении ниш.

Не спорю что ниши могли позднее использоваться и для религиозных целей, так у меня в городе трубу завода, отданного под монастырь, в мини-колокольню переделали. Фаска такой формы наталкивает на мысль о том, что содержимое ниши надо было закрыть плитой как крышкой. Предположу, что в нишах хранили посевной материал (семена кукурузы, томата, киноа итд), который во что бы то ни стало надо было уберечь от грызунов, птиц, насекомых итд. Отдельные ниши для отдельных семей или для того, чтобы если и заплесневеет что-то, то не всё погибло. Как вариант ниши без дверок могли быть в закрытых помещениях без окон, но трудно об этом (и о дверях) судить не оглядевшись на месте.

Замечу, что блоки с нишами (а также их нижние части) и дверями обрабатывались особенно качественно почти со всех сторон. Это позволяет сделать вывод, что содержимое ниш являются тем, ради чего всё это строительство затевалось.

Загадочные выемки в форме буквы Т

Предназначение этих выемок очевидное и они присутствуют у многих народов. Форма выемок чаще всего в форме буквы Т, П или треугольника с вершиной у края.

Если два блока стоят рядом, то эти части (с двух сторон на верхней части стены) образуют такую фигуру: ╠╪╣

Затем это заливалось скорее всего медью, которую как говорит эта книга добывали там уже давно. Эта стяжка позволяла со временем не разъезжаться большим блокам.

Очень любят обращать внимание на бороздки в желобе. Такие бороздки я видел как результат опытов Николая Васютина по сверлению гранита абразивом. В этом случае скорее всего не состыковались уровни двух камней, а хотели сделать желоб максимально ровным, чтобы не создавалось на стяжке точек напряжения. Предположу, что после выдалбливания шлифовали песком (по размеру и частоте бороздок кстати можно определить какой минерал был самым твёрдый в этом песке) палкой, которую катали в желобе. Сейчас бы тёрли верёвкой по длине (если не рассматривать вариант с электроинструментом), но видимо в то время верёвки представляли некоторую ценность.

____________________

Если знаете как на самом деле оно было или у Вас есть теория (но без магии или инопланетян) о методе строительства и подгонки блоков - пишите. Если кому-то интересно научиться делать анимацию для пояснения своих мыслей - я рассказывал про это тут.