По подсчетам ЮНЕСКО, 55% стран используют в своих учебных программах термин «экология» и 47% — «экологическое образование». (РБК: https://trends.rbc.ru/trends/green/5ecc0a0e9a79474c6d8ffa9b )
Как с экообразованием обстоят дела в России
У нас экоуроки для школьников только начинают формироваться. Это регулируется Законом «Об образовании в РФ», который устанавливает стандарты. Официально в них говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях обучения. По факту же предмет «Экология» преподают лишь в некоторых из школ, и при этом он носит необязательный характер.
В основном школьники изучают экологию на других предметах, таких как окружающий мир, естествознание, биология, география или химия. Раз в год проходит Всероссийская олимпиада школьников по экологии, и обычно ученики к ней готовятся самостоятельно.
Конечно, существуют и различные сообщества, в рамках которых школьники осуществляют экологические проекты, например, РДШ (Российском движении школьников) и в движении ЭКА (Экокласс.рф). Однако в этом есть и свой минус: в основном в этих проектах участвует только актив школы.
Что было в СССР
В советское время экологическое образование существенно эволюционировало. С 1930 годов сфера природоохранных знаний была включена в учебные программы по биологии и географии. В 50-60 годах в начальной школе выделяют самостоятельный предмет «природоведение». В 70-80 годы всё больше внимания уделяют вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы.
Совместно с экологизацией школьного образования в СССР развернулась активная экологическая пропаганда, особое внимание ей уделяли в газетах и журналах. После катастрофы на Чернобыльской АЭС наблюдался повышенный интерес к экологической теме. Этому способствовала политика советской социалистической системы. Но со временем предметов в школьной программе становилось всё больше и больше, и образование потерпело изменения.
Как обстоят дела с экологией в школах США
Экологическое образование в Америке имеет два уровня: экологический и природоохранный. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Первый уровень изучает вопросы природного динамического равновесия, организации биосферы, изменения в природе. А в природоохранном уровне затронуты вопросы рационального природопользования и охраны природы.
В США существуют «зелёные» школы, одна из них Watkinson. В ней минимум затрат на энергию, чистый воздух и просторные учебные классы из переработанных строительных материалов. Экошколу питают 60 солнечных панелей: они производят больше электроэнергии, чем потребляет здание. Школьная газета состоит из 100% переработанной бумаги и картона, что позволяет ежегодно спасать 60 деревьев. Раз в неделю в школе устраивают постный день, чтобы с помощью снижения потребления животных продуктов уменьшить углеродный след.
А что с этим в Великобритании
Здесь экообразование построено на взаимодействии школы и местного сообщества. Благодаря этому ученики могут понять взаимосвязи между окружающей средой, обществом, экономикой и вопросами социального неравенства. В образовательном процессе участвуют все учителя и руководители школ, экологическая ответственность поддерживается школьной культурой и физической средой.
Помимо этого в Великобритании есть несколько экошкол, например, Rydal Penrhos. В ней поочередно рассматривают каждую из глобальных экосистем на географии, уделяя особое внимание охране окружающей среды. Учеников от 7 до 13 класса вывозят на полевые исследования. Дети изучают разнообразие и сохранение видов песчаных дюн, вопросы сохранения горной среды и эрозии тропинок. В старших классах есть экокомитет, которым управляют сами ученики. Он нужен для изучения воздействия школьной жизни на окружающую среду. Комитет поощряет такие инициативы среди школьников, как экономия воды и переработка бумаги, сбор банок и бутылок от напитков.
Школы в Индии
Несколько лет назад в стране пересмотрели все школьные учебники для всех уровней обучения, чтобы включить в них экологическую тематику.
Существует и международная школа Trivandrum в городе Тривандрам, она выделила отдельный кампус для экологических занятий. Там преподаватели ставят акценты на борьбе с загрязнением окружающей среды и рациональном потреблении природных ресурсов. Эта школа одна из первых перешла на использование дождевой воды. Ей также удалось освободиться от использования пластика: вместо этого здесь используют разработанные учениками бумажные мешки, которые можно перерабатывать. Есть в школе и своя «зелёная» традиция: каждый выпускник получает по два саженца дерева, чтобы высадить их в во время церемонии окончания школы.
Как преподают экологию в Финляндии
В стране нет чётких предписаний, как именно школы должны заниматься экологическим образованием, но все образовательные учреждения так или иначе включают в свою программу экологическую тематику. Часто это проектная работа, ориентированная на практические навыки и повседневную ответственность.
Но в Финляндии есть Маннергеймская Лига защиты детей, она объединяет родителей, врачей, педагогов. Местные власти в проводимой ими экологической политике вынуждены постоянно принимать в расчёт интересы детей. В случае необходимости Лига устраивает экологические акции, оказывая таким образом влияние на правительство.
Экологическое образование в Канаде
Это важная часть образовательной системы, которая делает особый акцент на науку, технологию, общество и окружающую среду, под которой понимается как природа в целом, так и среда рабочего места. Например, ученики 9 класса получают задание изучить методы хранения химических веществ в Канаде и последствия их неправильного хранения на здоровье человека и сохранность окружающей среды, так как к защите природы в Канаде уделяют серьёзное внимание. Канадское правительство ввело жёсткие стандарты на загрязнители воды, почвы и воздуха, поэтому Канада — один из лидеров в области защиты окружающей среды.
Экошкола в Кении
Очень интересная история у начальной школы Уасо Ньиро. Она расположена в засушливом регионе с ограниченными водными ресурсами. Дети плохо посещали школу, потому что должны были помогать своим семьям собирать воду из отдалённых источников. В ответ школа создала проект здания, который занимается сбором дождевой воды: до 350000 литров каждый год. Этого количества достаточно, чтобы снабжать школу и окружающее общество питьевой водой. Другие школы строят подобные структуры, увеличивая доступность воды по всему региону.
Как обстоят дела в странах Западной Европы
У них проводят специальные занятия с детьми для ознакомления с растениями, животными, средой, где они живут. У детей воспитывается экологически грамотное поведение. Например, во Франции предметы по охране природы и окружающей среды входят в программу учеников средних школ, лицеев, колледжей. Экология — это же не только про раздельный сбор отходов, но и про взаимосвязи природы с человеком.
В целом экообразование схоже во многих странах, однако его уровень зависит от исторических предпосылок, менталитета и социально-экономического состояния страны.
Экопросвещение школьников выходит далеко за пределы классов, у детей меняется мышление, а следовательно их поведение. Вслед за этим меняется и общество. А под запросы общества трансформируется и созданная человеком среда.
Елена Лашманова