Заголовок
Развитие европейского боевого доспеха привело к утяжелению массы вооружения, которое должен был носить в битве хорошо экипированный воин. В 1420 году, как подмечено исследователями, средний вес лат рыцаря мог достигать 30 килограммов. Только шлем весил не менее 3-4 кг.
Казалось, хорошо тренированный боец при такой амуниции и снаряжении недолго продержится на поле сражения. Ведь ему придется не просто восседать на боевом коне, а перемещаться, уклоняться от стрел, от ударов противников. Как сохранять бодрость и ловкость?
Во времена Столетней войны воины штурмовали замки и ходили в атаки, преодолевая рвы, заграждения. И все это в латах, иногда в пешем строю. Удавалось это в первую очередь по причине того, что вес лат равномерно распределялся по телу воина. Хорошо подогнанный доспех не отяжеляет бойца, сохраняя подвижность его конечностей, суставов. Каждый элемент брони состоял из множества мелких деталей, соединенных ремешками.
Оружейники так изготавливали полный доспех, чтобы защитить в первую очередь грудь, спину, суставы. Небезызвестный герой Жане II ле Менгре по прозванию Бусико (1366–1421) взбирался в полном доспехе по приставной лестнице, подтягиваясь на руках. Рыцари могли вскакивать на коней без посторонней помощи. Картинки, на которых показаны разные краны для посадки в рыцарское седло, можно считать преувеличением.
Существует мнение, будто краны для посадки в седло вообще были придуманы в 19 веке как шутка. В 20 веке этот миф распространился после выхода на экраны фильма «Король Генрих V» с участием актера Лоуренса Оливье. Против допущенных при создании картины исторических ошибок в вооружении рыцарей протестовали историки. в частности, критиковал картину и главный хранитель оружия Лондонского Тауэра Джеймс Манн.
В отличие от боевых доспехов турнирные латы были рассчитаны на то, чтобы воин использовал их непродолжительное время. Они отличались замысловатой художественной отделкой, обилием декоративных элементов, что увеличивало их вес и понижало подвижность рыцаря. Но для турнира было главным усидеть в седле при состязании на копьях в конном строю.
Повторяясь, отметим, что рыцарский доспех Столетней войны был создан с расчетом, чтобы его владелец без труда мог оседлать коня, не полагаясь на помощь оруженосца.