Найти тему
Павел Машкин

Белостокский котел. Итоги и выводы.

Следует признать, что никаким способом враг не смог бы так быстро и эффективно уничтожить Западный фронт, как это удалось сделать его собственному командованию. Воистину, если бы штаб фронта целиком исчез, результаты были бы гораздо лучше. Представляется, что вопреки многолетним утверждениям о катастрофической ошибочности расположения наиболее мощных войск в Белостокском выступе, не это является причиной поражения. Более того, размещение войск давало определенные преимущества и потенциально могло привести к полному разгрому всей немецкой группы армий «Центр». Единственная причина – это паника в рядах командования и идиотский приказ на отступление.

Переход немецких войск через границу СССР. Public Domain
Переход немецких войск через границу СССР. Public Domain

Но сначала о соотношении сторон: Советский Западный фронт имел в составе 790 тыс. человек, 16,1 тыс. орудий и миномётов, 3,8 тыс. танков, 2,1 тыс. самолётов.

Против него действовала немецкая группа армий «Центр» численностью 1,45 млн. человек, 15,1 тыс. орудий и миномётов, 2,1 тыс. танков, 1,7 тыс. самолетов. Таким образом, Верхмахт имел двукратное численное преимущество в людях, но почти в два раза уступал в танках. Практически один советский Западный фронт имел танков столько же, сколько все немецкие вооруженные силы. По орудиям небольшой перевес был за Советским Союзом, по самолетам изначальное советское преимущество было значительное. Кроме того, Западный фронт опирался на укрепрайоны, склады, крепости. Он находился в обороне, а значит людей ему нужно было меньше.

Результаты сражения:

Потери Западного фронта по немецким оценкам. В сводке немецкого Главного Командования от 11 июля 1941 года итоги боёв группы армий «Центр» подведены так: в двух «котлах» — Белостокском и Минском взято в плен 324 тыс. человек, в том числе несколько старших генералов, захвачено 3332 танка, 1809 орудий и другие многочисленные военные трофеи. Количество погибших немцам неизвестно, они их не считали.

Потери немцев в людях: 1278 убитых; 3456 раненых.

Результаты обескураживающие, даже если считать, что оценка немецкой стороны может быть не совсем достоверна.

С советской стороны потери можно оценить так: материально исчезло все, что было. Количество погибших неизвестно, пленных больше 300 тыс. человек, часть людей разбрелась по лесам, ушла в партизаны, вышла к своим (что затруднительно, потому что за две недели фронт переместился более чем на 500 км)

Фотография из государственного архива Германии.
Фотография из государственного архива Германии.

Советские историки писали про ожесточенные бои в Белостокском выступе, но скорее их можно назвать отчаянными попытками прорыва с советской стороны и почти безнаказанным избиением с немецкой.

Без сомнения, отдельные советские части и командиры проявляли стойкость, героизм и воинское мастерство, но тем обиднее, что их усилия на фоне гибели фронта не сыграли никакой роли.

Кто виноват?

Традиционно принято винить руководство фронта. Командующий Западным фронтом генерал армии Д. Г. Павлов, начштаба фронта генерал-майор В. Е. Климовских, начальник связи фронта генерал-майор А. Т. Григорьев, начальник артиллерии фронта генерал-лейтенант Н. А. Клич, заместитель командующего ВВС Западного фронта генерал-майор авиации А.Таюрский - в разное время были арестованы, осуждены и расстреляны. Кроме них были осуждены и казнены некоторые из военноначальников рангом пониже. Вина командующего фронта бесспорна, у других генералов сомнительна. Но при этом расстрел военноначальника в качестве наказания за поражение кажется мне странной мерой. Это зачем? Чтобы в следующий раз умнее был?

Не снимая вины с командующего фронтом, хочется спросить, а где был Генштаб, наркомат обороны, Ставка Главного командования? Военное руководство всех уровней не знало, зачем оно собрало войска в Белостокском выступе? Они не прорабатывали возможные варианты действий? 23 июня в штаб Западного фронта прибыли представители высшего командования маршалы Б. М. Шапошников и Г. И. Кулик, позже к ним присоединился маршал К. Е. Ворошилов. Они не участвовали в принятии решения?

Советское командование всех уровней панически боялось окружений. Вместо того, что в случае угрозы организовать круговую оборону, и взять паузу для принятия разумного и адекватного решения, они отдавали приказы на прорыв. Судорожные и неподготовленные попытки прорывов приводили к быстрой потере управления и разгрому. В большинстве крупных окружений 1941 г. советские войска прекращали сопротивление спустя неделю после смыкания кольца.

Котлы под Белостоком и Минском стали первыми, но далеко не последними в череде катастрофических окружений. Верховное командование никаких выводов не извлекло, просто назначило «стрелочников» из командующего фронтом и членов его штаба.

На фото родственник автора статьи, погибший под Белостоком
На фото родственник автора статьи, погибший под Белостоком

Повторю выводы еще раз:

Размещение войск в Белостокском выступе не было катастрофической ошибкой.

К разгрому Западного фронта привел приказ его собственного командования.

Другие статьи цикла:

Начало:

Как Советский Союз мог избежать разгрома в начале войны. Планы вермахта, зоны боевых действий.

Окружение – не катастрофа. Почему советское командование боялось окружений?

Белостокский выступ. Было ли ошибкой размещение войск?

Белостокскую группировку разгромило собственное командование.

Эта статья: Белостокский котел: Итоги и выводы.