Найти тему
Великая Отечественная

Невская Дубровка была единственной надеждой на прорыв блокады.

Из воспоминаний Пореша Ю.Р. Интервью на сайте "ЯПОМНЮ".

Вскоре мы попали на фронт. Этот небольшой отрезок фронта требовал каждодневного пополнения-Невская Дубровка. С этого пятачка не возвращались. Один поселок стоял на правом берегу. На левом берегу стояла Московская Дубровка, там занимали позиции немцы.

Нева текла в Ладожское озеро и Финский залив, река на всем протяжении глубокая и довольно широкая. Невская Дубровка на расстоянии в 30 км от Шлиссельбурга. Именно там противник сконцентрировал свои силы для прорыва нашей обороны, намеревались выйти к финнам, сразу лишали последней возможности пути на Большую землю. Прерывали путь через Ладогу.

Выбор сделали осознанно, все диктовал местный рельеф. Наш берег низкий, левый выше и круче. Немцы имели преимущество в обзоре, могли вести корректируемый огонь. Под огонь попадала и Невская Дубровка и все окрестности.

-2

Немцам противопоставили подготовленную оборону. Далее на этом участке форсировали Неву и захватили плацдарм, стали развивать успех. Была предпринята попытка прорыва блокады города. В сентябре 41-го предприняли наступление, плацдарм расширился до 4 км по фронту, далее под ударами фрицев сократился до 2 км. Глубина плацдарма это всего 800 м.

Немцы продвижение вперед остановили сильным огнем и укрепленной обороной вдоль трассы Ленинград-Шлиссельбург. Захваченный плацдарм теперь требовалось удержать, постоянно немцы стремились его сбросить в воду. Надо было его постоянно пополнять свежей силой, обеспечивать продуктами и боеприпасами.

При форсировании сработал эффект неожиданности, были достигнуты первоначальные успехи. Далее все задачи выполнялись под огнем артиллерии и минометов, немцы вели фланговый пулеметный огонь. Авиация противника висела над плацдармом. Все ощутил в полном объеме.

-3

Маршевая рота прибыла в Дубровку, получили патроны и оружие, выдали часть одежды и продукты. Нас ротный проинструктировал как вести на переправе, нашу задачу. Дали нам горячую кашу и дали поспать.

В темноте выдвинулись к Неве и заполнили прибрежную траншею. Стали ждать приказа на погрузку, замерзали на морозе. Мороз капитально давил. Вся река рано стала покрываться льдом, но постоянный немецкий обстрел все превратил в ледяные нагромождения и плотную шугу.

Основное средство переправы-лодки. Лодку загружали до краев, обычно 12 человек. У каждого бойца боезапас и масса всякого. С таким весом и спокойное время возможно перевернуться. Мы переправлялись при свете осветительных ракет и огне минометов. Из 5 лодок только 1 достигала того берега. Все остальные пораженные тонули, шансов выплыть из ледяной воды не было. Наша лодка была в пятых.

Невский пятачок постоянно каждую ночь забирал пополнение, большинство погибало при переправе. Потом подкрепление погибало в бою. Все время бомбардировка и минометный обстрел, немецкие снайперы работали. Все окопы и ходы сообщения забитыми замершими телами убитых. Мертвые на площади всего плацдарма, там где приняли смерть. Трудно все это вспоминать, но именно так было.

Пореш Юрий Рейнгольдович
Пореш Юрий Рейнгольдович

Все наше первое укрытие вместо наката было закрыто телами, ими частично были обложены стенки. Все проемы для открытия огня располагались между трупами, их выкладывали вместо бруствера. Весь плацдарм представлял кладбище наших бойцов.

Все на плацдарме было снесено немецким огнем, словно здесь не стояло благоустроенного поселка. Постоянно грохот от гитлеровских орудий, запах пороха мин. Периодически раздавался заунывный звук гитлеровских штурмовиков, стонали раненые бойцы и матерились живые. Иногда и наши артиллеристы лупили по нашим окопам.

В такой обстановке требовалось отбиваться от фрицев и вести наступательные бои. Приказ на наступательные действия приходил от командования, требовали прорвать блокаду.

Постоянная проблема на этом пятачке это питание. На горячую пищу никто не рассчитывал. Вылазки за продуктами делали ночью, нам оставляли на кромке берега. Любое перемещение фрицы отслеживали, при любом движении открывали огонь. Часто вылазки за продуктами и патронами заканчивались смертью.

Как помощник взводного всем этим занимался. Редко кто задерживался на этом плацдарме и возвращался живым. Не более семи дней на пятачке, следовало ранение или гибель. Переправляли новых бойцов.

Трудно в таких условиях оказывать первую помощь. На крутом склоне находился блиндаж, там располагалась медслужба. Девчонки под огнем вытаскивали раненых и передавали врачам, далее они попали на плавсредства. Большинство опять погибала от немецкого огня, погибала в Неве.

Восемь суток провел на этом клочке,  под сплошным немецким огнем. Немцы вели огонь по всей площади нашего плацдарма, вели из всего своего оружия. Мы пытались в данных условиях наступать и ликвидировать блокаду. Фрицы пытались нас утопить.

На сон оставалось не более трех часов в течении суток. Спали между замершими трупами. После ночного рейда раздал продукты и патроны. У дыры в наше укрытие рванул снаряд, ранило. Очнулся в санбате на следующие сутки, так завершилась моя Невская Дубровка.

Данный клочок таким образом удерживали порядка 400 дней. Немцам один раз его удалось взять. Ледоход в апреле 42-го полностью отрезал плацдарм от большой земли, поддержки не было. Немцы уничтожили плацдарм, но в сентябре наши опять им овладели, держали до января 43-го, принимали участие в прорыве блокады.

Стоили ли плацдарм такой ценой удерживать? В условиях окруженного города данного вопроса не было. В условиях всех бед он появиться не мог. Потом все потери подсчитали, было жутко от потерь на данном небольшом пятачке земли, сразу возник данный вопрос. В то время это шанс на прорыв окружения, снятие угрозы голода городу.

От данного клочка земли до Волховского фронта всего 7 км. Весь военный смысл этого клочка земли был в противостоянии возможности объедения немцев и финнов, что полностью блокировало город от сообщения с Большой землей.

Немцы понимали всю опасность наступления на данном направлении, вынужденно держали свои войска в этой точке. Лишались способности маневрировать, давление на других участках фронта ослабляли. Это в какой-то мере способствовало наступлению около Шлиссельбурга. После прорыва там бои прекратились, плацдарм был нужен для деблокады. Мы знали, что плацдарм нужен.

-5

ДРУГАЯ СТАТЬЯ КАНАЛА:

ВМЕСТО СТУДЕНТА ПОЯВИЛСЯ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК
ПЕХОТНАЯ ДОЛЯ
НАГРАЖДЕНИЯ НА ФРОНТЕ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
-6