Найти в Дзене
Кот Баюн

Спарта. Безумный басилевс

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

Спарта – страна испуганных героев

Спарта. Союз заклятых друзей

Спарта – страна военной аристократии

Спарта. Воспитание Воина

Спарта. Жизнь спартанца

Гордость Спарты - ее женщины

Спарта. Два царя Лакедемона

Изображений царя Лакедемона Клеомена I не сохранилось. На картинке некий визуальный образ спартанского военноначальника.
Изображений царя Лакедемона Клеомена I не сохранилось. На картинке некий визуальный образ спартанского военноначальника.

Анаксандрид II – царь из рода Агиадов вполне заслужено считал себя счастливым человеком. Да и с чего бы ему в этом сомневаться? Родился наследником престола, многолетнюю войну с Тегеей завершил победой, Пелопонесский союз основал, даже женился удачно. Не спорьте, действительно удачно, когда эфоры предложили оставить супругу, долго остававшуюся бездетной, басилевс наотрез отказался, сказал, что не хочет обижать ни в чем не повинную женщину. Так что любовь, вопреки всем династическим заморочкам, была. А то, что он не хотел уходить от жены из-за богатого приданого, которое пришлось бы возвращать, не верьте, врут недоброжелатели!

Спорить с эфорами в Лакедемоне было «не принято», потому что для здоровья вредно, но Анаксандрид уперся. И пришлось коллегии эфоров вместе с герусией срочно выдумывать новый закон, разрешающий царю быть двоеженцем, что до того опять же было «не принято». Теперь у царя было две жены, и жить приходилось «на два дома», впрочем, один из властителей мог себе это позволить. Спустя некоторое время вторая супруга обрадовала повелителя, родив в середине VI в. до н.э. мальчика, названного Клеоменом. А дальше «включилось» везение Анаксандрида и первая, любимая жена, родила одного за другим аж трех сыновей— Дориея, Леонида и Клеомброта. Эфоры не поверили, что двоеженство лечит от бесплодия и лично присутствовали при родах. Но придраться было не к чему, и бормоча: «Век живи – век учись!» они отстали от басилевса и его жен.

-3

В следующий раз руководству Лакедемона пришлось озадачиться уже после смерти Анаксандрида, нужно было решить, кто же станет новым басилевсом. По времени рождения получалось. что Клеомен, но Дорией кричал, что рожден от первого, более законного брака и к тому же является потомком Геракла и по мужской, и по женской линиям. Как назло, природа обделила Клеомена физическим здоровьем, возможно, сказалось близкое родство его родителей, жена Анаксандрида приходилась тому племянницей. Брачные союзы с близкими родственницами были обычной практикой для басилевсов Лакедемона, объясняется это желанием сохранить накопленные богатства внутри царского дома.

"Клеомен же, по рассказам, был несколько слабоумен, со склонностью к помешательству. Дориэй, напротив, всегда первенствовал среди сверстников и прекрасно понимал, что по доблести престол должен принадлежать ему" Геродот. Современные исследователи не исключают, что Клеомен действительно страдал какой-то формой психического расстройства, некоторые даже ставят диагнозы: "параноидальная шизофрения" или «эпилепсия». Можно поспорить, с какой степенью достоверности, получается поставить диагноз заочно, но то, что юноша эталоном атлета не был, ясно даже через века. Однако именно это побудило геронтов с эфорами решить вопрос о наследовании престола в пользу Клеомена. Законодатели и «комиссары» понадеялись, что он станет слабым и легко управляемым царем. Не тут то было!

-4

Дорией был оскорблен вынесенным вердиктом, поэтому он покинул Лакедемон, отправился в колонии на Сицилию и там «…ввязался в борьбу греческих городов в Италии - принял участие в походе кротонцев на Сибарис (43-45). После прибытия в Сицилию он и его войско были побеждены в битве с финикиянами и эгестейцами и погибли…» О. В. Кулишова. Леонид и Клеомброт - младшие братья Дориея, оказались мудрее, никаких претензий на престол не предъявляли и спокойно дождались своей очереди.

Клеомена I стал басилевсом, так называли царей по всей Греции, около середины 20-х годов VI в. до н.э. и одним из первых его мероприятий на этом посту стала очередная война с Аргосом. Походом, как и положено, руководили оба басилевса, но второй спартанский царь — Демарат из династии Еврипонтидов, ничем себя не проявил. Этот поход, кроме всего прочего, знаменит путаницей в датировке. Согласно Павсанию он состоялся в начале 520-х годов до н. э., а по Геродоту около 494 до н. э. Разница в 26 лет конечно пустяк на фоне прошедших с тех времен веков, но ученые спорят до сих пор, каждая из дат имеет своих противников и сторонников. В данной статье принята «ранняя» датировка, которая кажется Автору более верной, т. к. после 506 г. до н.э. войско возглавлял только один царь.

-5

Совершая жертвоприношения по пути в Аргос, Клеомен получил неблагоприятные результаты, но от своих планов не отказался, а всего лишь изменил маршрут, отправив армию морем. Правда, могла быть и другая причина изменения пути войска. Узкий проход между горами и морем мог быть блокирован, в этом случае изменение маршрута имело не религиозные, а прозаические причины. Армия Клеомена высадилась на берег в Арголиде и встретилась с ополчением Аргоса у селения Сепея. О ходе битвы источники сообщают немного разные вещи. Одни говорят, что Клеомен напал на врагов во время еды, другие - что заключив с аргосцами перемирие на семь дней, Клеомен напал ночью, после третьего дня. Все сходятся в том, что спартанцы победили с помощью хитрости.

Уцелевшие в битве аргосцы укрылись в священной роще, посвященной герою Аргосу, где и были окружены. "Узнав от перебежчиков имена запертых в святилище аргосцев, он велел вызывать их поименно, объявляя при этом, что получил уже за них выкуп... Так Клеомен вызвал одного за другим около 500 аргосцев и казнил их" Геродот. Когда судьба несчастных открылась, и остальные беглецы отказались выходить, Клеомен приказал илотам, сопровождавшим войско, поджечь рощу, и все аргосцы погибли в огне. После этого царь Спарты пожелал посетить храм Геры и принести там жертву, но один из жрецов не хотел впускать врага-иноземца. Тогда по приказу Клеомена воины выбросили священнослужителя из храма и выпороли бичом.

Аргос, остатки древней агоры
Аргос, остатки древней агоры

Спартанцы подошли к Аргосу лишенному защитников, но стены города сумели защитить вооружившиеся женщины и привлеченные к обороне рабы, которым видимо, пообещали свободу. Возглавляла эту «сборную солянку» поэтесса Телесилла. Как водится, есть и другая версия событий, по ней Клиомен вообще не пытался штурмовать Аргос, а предпочел сохранить его в качестве пугала для других государств Пелопоннеса. Для Лакедемона же ослабленный Аргос не был опасен. В этот вариант развития событий верится несколько больше, но в Лакедемоне он устроил не всех. После возвращения домой в Спарту, Клиомена привлекли к суду, подозревая в получении взятки от аргосцев. Но царь заявил, что Аполлон предсказывал взятие Аргоса, что он и сделал, захватив одноименную рощу. К тому же, во время молитвы в храме Геры ему было знамение, препятствующее захвату города Аргоса. Логика была "железной" а авторитет басилевса-полководца после битвы у Сепии высоким, так что суд его оправдал.

Героическая поэтесса Телесилла
Героическая поэтесса Телесилла

Через некоторое время Клиомен оказался вместе с войском в Беотии, нам известен только один эпизод этого похода спартанцев. Небольшой городок Платеи, лежащий на границе Беотии с Аттикой конфликтовал с Фивами и обратился к Клеомену за помощью. Речь шла о вступлении Платей в Пелопоннесский союз, но спартанский басилевс наотрез отказал: "Мы живем слишком далеко, и вам наша помощь бесполезна. Ведь вас успеют десять раз продать в рабство, пока весть об этом дойдет до нас". Вместо помощи платейцы получили совет: искать защиты у афинян. Клеомен в очередной раз проявил себя как опытный дипломат и талантливый интриган. Оказав покровительство Платеям, Афины ухудшили свои отношения с Фивами, чего спартанец и добивался. Платеи были верным союзником Афин на всем протяжении истории древней Греции, во время Марафонской битвы платейцы были единственными греками, чье войско поддержало Афины в сражении.

На карте древней Греции хорошо видны Биотия и Платеи, Клеомен был в чем-то прав, от Лакедемона далековато.
На карте древней Греции хорошо видны Биотия и Платеи, Клеомен был в чем-то прав, от Лакедемона далековато.

Спартанцы в массе своей были приверженцами традиционных в то время ценностей, в частности очень серьезно относились к нормам и требованиям религии. В отличие от своих сограждан, Клиомен проявлял редкий для спартанца цинизм в отношении религии и шел для достижения цели на любые подтасовки. Слабый и болезненный, он стал одним из самых сильных и решительных правителей во всей истории Спарты. Талантливый полководец, тонкий дипломат, циничный политик, с легкостью, идущий на любые провокации, царь Спарты был яркой личностью, чьи поступки не всегда были понятны современникам и выходили за рамки принятых в Лакедемоне норм поведения. Возможно, именно это вместе с его необычной для спартанца физической немощью породило легенду о его безумии.

Однако, в конце VI в. до н.э. Клиомен находился «на взлете», и вместе с ним переживала расцвет Спарта, которая, не без его усилий, стала одним из самых влиятельных полисов Греции. Именно к нему и прочим властителям Лакедемона, пришли изгнанные из Афин Алкмеониды (Подробнее здесь: Стать «царем горы»), чтобы силой спартанских копий изгнать из родного города тирана Гиппия, и самим прорваться к власти. Чтобы их просьбы выглядели внушительнее, они заручились поддержкой Дельфийского святилища, чей авторитет для Лакедемона был незыблемым. Но об этом в следующий раз.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье

"Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика" Суриков И. Е

«История Спарты (период архаики и классики)» Л.Г. Печатнова

"Спартанские цари" Л.Г. Печатнова

«Спартанский царь Клеомен и Дельфы» О. В. Кулишова

Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона в Дельфах

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

Спарта – страна испуганных героев

Спарта. Союз заклятых друзей

Спарта – страна военной аристократии

Спарта. Воспитание Воина

Спарта. Жизнь спартанца

Гордость Спарты - ее женщины

Спарта. Два царя Лакедемона

-10