Найти тему
Crimiz Lite

Музыкальный театр ушёл на дно… морское

Наконец-то, после продолжительного перерыва, журналистам вновь представилась возможность перешагнуть порог храма Мельпомены, пусть и со служебного входа. Государственный академический музыкальный театр Республики Крым показал специально для нас свой новый мюзикл «Человек-амфибия». И актёры получили долгожданные аплодисменты, которых, как призналась главный дирижёр театра Эльмира Мухтерем, из-за карантина здесь не слышали с марта. Увы, то, что должно было пройти с шиком и блеском, пока ждёт своего часа. Конечно, от неупотребления любой продукт постепенно теряет лучшие качества, но артисты очень стараются, восстанавливая былую творческую форму. Это профессия, которая «питается» зрителем, ориентируясь на его реакцию. И спектакли никогда не бывают завершёнными, они постоянно растут, изменяются, совершенствуются, добавляя интересные реплики, различные творческие находки, улучшая художественное оформление.

Репетиция будущего финального поклона
Репетиция будущего финального поклона

При всех стараниях спектакль пока несколько сыроват, и всем понятно, с чем это связано: репетиции — по скайпу, дуэты — по телефону, арии — перед зеркалом дома в ванной, балет — у вешалки в коридоре — всё это угнетает творческую энергию, вводит в депрессию. Но, «вырвавшись из плена», актёры навёрстывают упущенное. А время вносит свои коррективы. Некоторые фразы сейчас воспринимаются совсем по-иному, и зритель, услышав слова: «Ты не заболел?» или «У меня была лихорадка…» — ассоциирует их с… коронавирусом. Даже экзотические мартышки в доме хирурга Сальватора, покрытые светящимися «щупальцами», наталкивают на подобную мысль, хотя ещё недавно мы увидели бы в этом генномодифицированное существо.

Поисков и задумок много. Одна только летающая по залу радиоуправляемая акула чего стоит! Рыбка двигает хвостом и ведёт себя, как аквариумная, но управление ею оказалось непростым: акула постоянно стремится на дно, и сотрудникам театра приходится ласково подталкивать её под брюхо, после чего она, «обидевшись», зависает под потолком.

Есть некоторые проблемы и со зрительным восприятием бушующего моря на сценическом экране, где явно изменена линия горизонта. Получается, берег в одной плоскости, а волны — в другой. Но это замечают не все: бушует там себе за камнями — и пусть бушует. Надо же Ихтиандру периодически куда-то нырять.

П. Зурита — А. Скоков и Гуттиэре — В. Скокова
П. Зурита — А. Скоков и Гуттиэре — В. Скокова

Есть у меня некоторые вопросы по костюмам к главному художнику театра, в прошлом — выпускнику Крымского художественного училища Кириллу Ерёмину. Чувствую, что окончил он живописное, а не дизайнерское отделение, потому что при всех творческих поисках спектакль не сцементирован единым стилем. Спросите, как, например, можно объединить костюмы жителей Буэнос-Айреса? Хорошим примером в этом плане является спектакль этого же театра (поставленный в 2013 году) «Ирод», он же — «Стена плача». Художник-постановщик — Г. Легута, художник по костюмам — Г. Петкевич — этот тандем в своё время сработал высококлассно, и новому художнику неплохо было бы внимательно изу­чить творческое наследие коллектива, включая работу Златы Цирценс. Это не упрёк — пожелание. Мы все учимся каждый день, и совершенства, к сожалению, нет.

Как положительные моменты можно отметить костюм Ихтиандра, образ профессора-эксперта на суде, стильный наряд Педро Зуриты, фантазийных обезьянок; впечатляет пейзаж с замком Сальватора; интересна находка с парусом, раздуваемым на зрителя. Но, как говорится, не критикуют того, кто ничего не делает. Если же «замахнуться» и покритиковать режиссёра Владимира Косова, поставившего и «Ирода», и «Амфибию», то и здесь заметно влияние пандемии. Эти два спектакля словно поставлены двумя разными людьми. Первый — человеком со страстной мощной внутренней энергетикой и философским взглядом на жизнь, второй — с долей лирического инфантилизма. Конечно, сказывается и содержание пьесы, написанной по фантастическому роману Александра Беляева, созданному в 1927 году. Многие читали эту книгу о любви человека-амфибии Ихтиандра (познавшего красоты океана, но совершенно не адаптированного к жестокому миру людей) и замечательной девушки Гуттиэре. Не зря в финале спектакля она просит Сальватора пришить жабры и ей. Как говорится, любящий должен разделять участь того, кого любит. Но фантастика — на то и фантастика, чтобы сподвигнуть человека получить новые возможности. Вообще писателей-фантастов считают так называемыми сенсетивами, то есть улавливающими информационные волны, которые движутся из прошлого в будущее. Есть версия, что это самое будущее уже существует и все наши сегодняшние ноу-хау там давно — вчерашний день. А вариант вживления чужих органов — уже задача генной инженерии. Если бы Беляев писал свой роман сейчас, его хирург был бы в первую очередь генетиком. Но он «видел» будущее на уровне своего понимания ситуации, так же, как Михаил Булгаков «увидел» в романе «Мастер и Маргарита» будущий Интернет и возможности веб-камеры (помните, как Воланд крутил глобус, «увеличивая изображение» в его отдельных точках?).

Ловцы жемчуга
Ловцы жемчуга

Радует, что у спектакля хороший финал, но, к сожалению, нет какого-то нерва, момента, который бы врезался в память. Менталитет нашего человека таков, что нам хочется из всего извлечь урок. Замечательно, конечно, что постановка — гимн человеческой свободе и нравственной чистоте, но гимн какой-то неуверенный. Кстати, о музыке. Её написал известный российский композитор Егор Шашин на либретто поэта-песенника Натальи Кузьминых. В ролях заняты лучшие творческие силы театра: Владимир Кудрявцев, Валерий Карпов, Валерий Лукьянов, Ольга Ижболдина, Виталина Скокова, Артём Скоков, Ольга Котляренко, Лилия Егорочкина, Виталий Таганов и другие.

В целом получился вполне зрелищный спектакль, в который, поднатужившись, нужно вдохнуть душу. Думаю, к настоящей премьере это произойдёт. Но когда это будет? Вопрос остаётся открытым. Однако в театре не унывают, а работают над всем репертуаром. Идут репетиции даже будущего новогоднего концерта. Оглушённый карантином творческий организм постепенно восстанавливается. А уж если создать все необходимые условия — расцветёт в полную силу.

Светлана ЕФРЕМОВА
Фото автора и пресс-службы театра