Вот скажи дремучему человеку про жидкие кристаллы и плазму в телевизоре и его ничего не смутит. Ну слова мудреные, ну и ок.
А вот человек с советским школьным образованием смутится. Какие такие жидкие кристаллы? Это же звучит, как «твердый газ». Если взять и расплавить рубин (не футбольный клуб, они и сами справляются), то он разрушится и перестанет быть кристаллом. А плазма? Она же на Солнце? Она же горячая? Все верно. Но ведь бывают исключения. Давайте погрузимся на один слой торта глубже.
Жидкие кристаллы. Что это?
Если подумать, варианта 2: это или очень микроскопические кристаллики, на макромасштабе текучие. То есть оч мелкий песок по сути. Второй вариант: это что-то другое. Второй вариант точнее.
ЖК — это все-таки жидкость. Но обладающая важнейшим свойством кристаллов — анизотропией. Что это такое? Представьте, что вы — Человек-муравей. Вы уменьшились и попали в банку с малиновым морсом. В какую сторону вы не посмотрите, среда будет одинаковой. Это — изотропия. А потом вы нырнули на молекулярный уровень кристалла. Далеко ходить не будем, допустим, это грифель карандаша. Атомы выстроены в структуру, а значит, если вы смотрите налево, то увиденные узоры будут отличаться от того, что вы увидите, посмотрев направо. Это анизотропия. Странно, но Человек-муравей увидит разные картины и если будет оглядываться внутри ЖК.
И у них есть одно конкретное свойство. Под воздействием электричества молекулы ЖК меняют ориентацию. Но не ту, о которой ты подумал, негодник, а в пространстве. Благодаря этому эффекту мы и можем залипать в ролики на ютубе, читать телеграмм и даже смотреть сериал «Крепостная» по России 1, если у вас новый телевизор.
Так что ЖК панель работает так — есть светящийся слой, есть слой с микроячейками, наполненными ЖК, есть слой цветофильтров. Светящийся слой просто светится, по слою ЖК идет ток, в каждом пикселе меняя ориентацию (да-да) молекул. Происходит преломление света, появляются разные цвета. Ну это в общих чертах. Так-то слоев гораздо больше нужно, чтобы все работало.
А плазма? Это действительно, плазма.
Ведь это агрегатное состояние не обязано быть высокотемпературным. Это же ионизированный газ. То есть электроны и ядра атомов отдельно. Такое можно достичь не только температурой, но и электрическими разрядами.
Итого, плазма — это куча колбочек инертного газа (аргон там, неон, ксенон, вот это все), покрытых специальным люминофором с вырвиглазными химическими обозначениями. Например, синий: BaMgAl10O17:Eu2+
Кстати, в старорежимном русском (советском, можно сказать) это звалось бы не плазменной панелью, а газоразрядной. И модные неоновые лампы бы так назывались. Но бойцы маркетингового фронта подтвердят, что «плазма» — это конверсионнее.
Но в итоге они, плазмы, оказались вреднее, дороже, тяжелее и окончательно проиграли в первой половине десятых.
А что касается «плазм»... Мы сейчас ностальгируем по «ламповой» эпохе. А скоро начнем по «плазменной».
Читайте канал в телеграм t.me/black_sci и другие посты:
- Тайна Атлантиды на самом деле уже раскрыта