Найти тему
ActivityEdu

Коллегиальные органы управления в образовании: виды и функции

Коллегиальный орган в образовании – структура государственно-общественного управления образовательной организацией, осуществляющая деятельность в интересах учреждения, при котором она создана. В сфере образования функционируют различные виды коллегиальных органов, отличающиеся по составу, назначению и полномочиям. Какие формы управления наиболее распространены в различных учебных и учебно-воспитательных заведениях и каково их функциональное предназначение, разберемся в статье.

К коллегиальным органам управления образовательной организации относятся:

  • педагогический совет;
  • общее собрание сотрудников;
  • управляющий совет;
  • родительские советы;
  • методический совет;
  • совет учащихся;
  • попечительские советы;
  • профсоюзы работников и учащихся.

Нормативная база, декларирующая и регулирующая деятельность коллегиальных органов управления образовательной организации:

  • ФЗ №273 «Об образовании в РФ» в редакции от 06.02.2020;
  • Указ президента №761 «О национальной стратегии» от 01.06.2012;
  • устав образовательной организации.

Коллегиальные органы формируются в рамках самой образовательной организации (ОО). Федеральным законодательством декларированы два коллегиальных органа, которые должны быть представлены в обязательном порядке: общее собрание и педагогический совет (часть 4 ст. 26 ФЗ №273). Для организаций высшего образования это, соответственно, конференция и ученый совет. Порядок формирования, структура, сроки полномочий и функции обязательных коллегиальных органов регламентируются уставом – основным документом ОО.

Для некоммерческих автономных учебных учреждений предусмотрен еще один обязательный коллегиальный орган управления – наблюдательный совет. Его деятельность регулируется, помимо основной нормативной базы, федеральным законом №174 «Об автономных учреждениях» от 06.11.2006. Остальные типы государственно-общественных управляющих структур могут формироваться по мере их надобности.

Цели, задачи, порядок функционирования и полномочия коллегиальных органов управления образовательной организации также описываются в уставе образовательной организации и фиксируются локальным актом – положением о коллегиальном органе управления. Если какие-либо функции органа не декларированы уставом, то они в обязательном порядке должны быть отражены в положении. Решения коллегиального органа не всегда подлежат обязательному утверждению руководителем ОО с изданием соответствующего приказа. Но в таком случае они позиционируются как рекомендательные решения.

По принципу функционирования коллегиальные органы управления образовательной организации делятся на постоянно действующие и факультативные, то есть создаваемые по мере необходимости.

Обязательные коллегиальные органы управления образовательной организации

Педагогический совет

Педсовет как постоянно функционирующий обязательный коллегиальный орган управления создается для решения основных вопросов в воспитательной и учебной работе образовательной организации. Деятельность его регламентируется уставом и положением о педагогическом совете. В состав педсовета входят только педагогические работники ОО и руководитель. Представители родителей и учредителя могут быть приглашены на заседание педсовета и участвовать в нем по какому-то отдельному вопросу, их голос носит рекомендательный характер.

Основные задачи и направления работы педсовета:

  • разработка и утверждение основных направлений педагогической работы организации;
  • утверждение основного нормативного документа – устава организации;
  • определение организационной структуры коллектива;
  • рассмотрение и утверждение основных направлений образовательного процесса;
  • внедрение и разработка новых методик образования;
  • распределение функциональных и должностных обязанностей между администрацией и педагогами в соответствии с уставом;
  • выборы и утверждение состава методического совета;
  • обеспечение взаимодействия между коллегиальными органами управления образовательной организации и администрацией.

Решения педсовета, утвержденные приказом по образовательной организации, подлежат обязательному исполнению. Если на заседании педсовета присутствуют более половины его членов, то вынесенные им решения считаются правомочными.

Общее собрание трудового коллектива

Основной формой участия работников в управлении образовательной организацией является общее собрание. Как было сказано выше, эта форма коллегиального органа управления обязательна. По умолчанию членами общего собрания является весь коллектив сотрудников. В организациях среднего профессионального и высшего образования в состав общего собрания также входят учащиеся или студенты. Функционирует общее собрание в рамках устава и положения об общем собрании. Основные функции общего собрания:

  • рассмотрение устава организации и локальных актов;
  • внесение изменений и дополнений в нормативные акты организации;
  • рассмотрение основных вопросов функционирования трудового коллектива;
  • разработка и утверждение коллективного договора и правил внутреннего распорядка;
  • контроль над соблюдением правил коллективного договора;
  • утверждение комиссии по распределению средств для стимулирующих выплат и надбавок сотрудникам;
  • утверждение перечня социальных льготных выплат сотрудникам из собственных средств;
  • формирование состава первичной профсоюзной ячейки.

Общее собрание работников образовательной организации (для ссузов и вузов – конференция) оказывает содействие полноценному развитию и функционированию коллектива. Орган действует бессрочно, на постоянной основе.

Другие коллегиальные органы управления

Управляющий совет

На данный момент управляющий совет представляет собой наиболее перспективную и развивающуюся форму информационно-интеллектуального ресурса управления образовательной организации.

Основные цели и задачи совета:

  • выработка стратегии развития образовательного процесса;
  • привлечение дополнительных организационно-административных ресурсов;
  • согласование программы развития с администрацией образовательной организации;
  • взаимодействие с другими коллегиальными органами;
  • привлечение внебюджетных средств;
  • социальная помощь администрации.

Численный состав совета определяется уставом и может варьироваться в зависимости от поставленных перед ним задач.

Состав управляющего совета:

  • руководитель совета (не может быть сотрудником организации; как правило, это родитель);
  • председатель профсоюза;
  • учащиеся;
  • родители;
  • сотрудники образовательной организации, включая руководителя; 
  • представитель учредителя;
  • кооптированные члены (бизнесмены, медийные лица, граждане с высоким социальным и общественным статусом).

В системе среднего профессионального и высшего образования важным аспектом при формировании управляющего совета является включение в его состав кооптированных членов в лице экспертов и специалистов тех профессий, которые получают учащиеся и студенты в данном учебном заведении. Их участие в жизни коллектива качественным образом сказывается на деятельности университета, института, колледжа и др.

Родительский совет

Наиболее распространенная форма общественного коллегиального органа управления образовательной организации дошкольного и среднего образования – родительский совет. Он осуществляет коммуникацию родителей с педагогическим коллективом, оказывает разностороннее содействие работе учебного заведения. Функции данного органа, образованного по инициативе родителей воспитанников и учащихся, носят рекомендательный характер и не описаны в основном нормативном акте ОО. Несмотря на то, что деятельность совета не регулируется уставом, в нем может быть обозначен порядок взаимодействия с родительским советом основных органов управления организации (ч. 6 ст. 26 ФЗ №273).

В состав совета входят законные представители и родители воспитанников и учащихся, чьи кандидатуры были утверждены общим собранием. Как и общее собрание, орган также взаимодействует с педагогическим коллективом, содействует образовательному процессу и другим видам деятельности организации. Как правило, в начале учебного года избирается новый состав родительского совета, в который по желанию родителей могут входить также члены педагогического коллектива. Решения на заседаниях этого коллегиального органа принимаются простым большинством голосов.

Наблюдательный совет

Реализация государственно-общественных форм управления в автономной организации предполагает формирование наблюдательного совета из представителей независимой сферы деятельности. Его функция состоит в надзоре и контроле над финансово-хозяйственной деятельностью ОО. В состав данного коллегиального органа управления образовательной организации в обязательном порядке должны входить представители учредителя численностью не менее трех человек. По согласованию с учредителем совет формируется также из представителей власти различных уровней. Администрация организации может делегировать на заседания органа своих представителей только с согласия учредителя. При этом их присутствие имеет строго совещательную и рекомендательную функции. Решения данного коллегиального органа управления, принятые на основании анализа финансово-хозяйственной работы, являются необходимым условием для вынесения учредителем заключительных решений об осуществлении дальнейшей воспитательной и образовательной деятельности дошкольной, общеобразовательной и других организаций.

Попечительские советы

Общественные объединения, созданные на добровольной основе, функцией которых является обеспечение в данном случае образовательного процесса дополнительными финансовыми ресурсами, называются попечительскими советами.

Его задачи:

  • содействие развитию и укреплению материально-технической базы;
  • помощь в решении финансовых и материально-технических вопросов с целью эффективного функционирования образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности;
  • защита прав и интересов всех участников процесса образования.

Помимо основной нормативной базы, деятельность попечительского совета школы регламентируют:

  • постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете» от 10.12.1999 №1397;
  • Указ Президента РФ №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ» от 31.08.1999.

Этот формат государственно-общественного управления в образовании получил широкое распространение в системе как дошкольного, так и среднего и высшего образования.

В настоящее время в сфере образования благодаря гибкой законодательной базе созданы благоприятные условия для совершенствования процесса обучения и воспитания грамотного и всесторонне развитого поколения. Во многом этому способствует деятельность коллегиальных органов управления образовательных организаций в различных общественно-государственных формах.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.