«Ночной дозор» не только раскритиковали современники, но и всячески пытались уничтожить потомки. Что же таит в себе шедевр?
Сюжет
Картина, которую сегодня мы знаем как «Ночной дозор», называется в оригинале иначе, а именно «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». Привет, реклама заказчика.
В 1639 году Стрелковое общество пожелало запечатлеть себя в веках. Это сегодня для фото вам нужны 10 минут и селфи-палка. А в XVII веке без художника было не обойтись. Да и стоило это прилично. Когда почтенный дон платит крупную сумму, он, конечно, ожидает, что на полотне его представят, во-первых, достойным мужем, во-вторых, сделают модно и красиво.
Когда заказчики увидели картину, они были вне себя. Ожидалось, что это будет парадный групповой портрет (как у всех). А Рембрандт вместо этого изобразил роту, идущей в сторону зрителя в каком-то смятении. Это уже не бравые господа, а какие-то смешавшиеся в кучу взволнованные люди.
И что значат все эти намеки на полотне? Например, ван Рейтенбург на переднем плане одет в сияющее золото, а стоящий по левую руку от него Баннинг Кок — в черный «сатанинский» наряд. Почему второй так превышает первого в росте, а тень от руки «дьявола» падает на его напарника в районе ниже живота? И, кстати, почему выделены только трое (девочка еще какая-то затесалась), а весь отряд — на втором плане? Кто эти лишние 16 человек? Ведь платили только за 18.
Один из вариантов интерпретации — религиозный. Полотно симметрично разделено и говорит о союзе голландских протестантов и католиков. Так, более высокий капитан (в черном) символизирует голландское протестантское руководство, которое поддерживают лояльные католики в лице лейтенанта.
Выделенная светом фигура девочки — концентрация атрибутики аркебузиров (предтеча мушкетеров). Человек перед ней — в шлеме с дубовым листом, что также является традиционным мотивом этих пехотинцев.
Контекст
Название «Ночной дозор» придумали искусствоведы в XIX веке. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что за годы картина успела покрыться слоем копоти, а лак потемнел. После расчистки выяснилось, что сцена на самом деле происходит днём.
Изначально картина должна была висеть в банкетном зале недавно построенного Kloveniersdoelen (что-то в духе конференц-зала для аркебузиров) в Амстердаме.
В Kloveniersdoelen картина провисела до 1715 года, пока ее не перенесли в Амстердамскую ратушу. Чтобы полотно уместилось в новом помещении, его подрезали — обычное дело для XVIII века.
Далее картину переносили с места на место в зависимости от военной обстановки, пока в 1885-м она не оказалась в новом Rijksmuseum, где находится и сегодня. На время Второй мировой войны холст прятали в замке Радбауд в Медемблике, к северу от Амстердама.
Вскоре после написания картины Рембрандт перестал быть популярным художником. Причин может быть несколько. Например, смена тренда. Платежеспособная публика, которая еще вчера выстраивалась к Рембрандту за портретами, внезапно устала от мрачных тонов и захотела видеть яркие цвета, красивую жизнь, сочных леди. Как у Энтони ван Дейка.
После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Ни денег, ни славы, ни работы. Последним ударом стала смерть сына. Поздние работы написаны на основе редких библейских сюжетов, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества.
Что до картины, то ее приключения продолжаются. 13 января 1911 года мужчина, казалось бы, ни с того ни с сего, достал нож, которым обычно работают сапожники, и полоснул им по картине. В 1975 году произошел второй инцидент. На этот раз полотно атаковал безработный учитель. 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста.
В 1990-м еще один злоумышленник пронес в музей баллончик с кислотой и, как вы догадываетесь, не просто так. Он окропил ею шедевр Рембрандта. Спасибо охране — сориентировались, брызнули на полотно водой. Кислота успела повредить только слой лака — это легко восстановили.