В переводе с древнегреческого языка слово «история» означает «рассказ о прошлом». Но уже сами жители древней Эллады начали трактовать это понятие шире, чем просто повествование о том, что произошло с тобой вчера под влиянием кувшина неразбавленного водой вина. Именно в период античности, то есть в эпоху существования цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, появились первые исторические труды, отвечающие критериям научности. Здесь надо напомнить, что наука – это система теоретических знаний и обобщений из какой-то области, как правило, связанной либо с природой (естественные науки), либо с человеком и обществом (социально-гуманитарные науки). Так вот – история – это наука, изучающее прошлое человечества во всем его многообразии на основе исторических источников.
Самым важным ключевым словом здесь является «прошлое». Несмотря на то, что многие говорят о том, что история помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее, но задача истинного историка заключается лишь в том, чтобы максимально глубоко и достоверно реконструировать события прошлого. После этого его миссия выполнена. А настоящим и будущим (пусть и с учетом полученных от историка сведений) должны заниматься представители других социально-гуманитарных наук – политологи, экономисты, социологи. То есть все эти науки, в отличие от естественных наук, изучают развитие человека и общества, но лишь история имеет свои специфические методы, позволяющие изучать эти объекты в прошлом, а не в настоящем.
Последние слова приведенного нами определения по поводу источников очень важны, поскольку без них невозможно понять, как может наука о прошедших (иногда тысячи лет назад) событиях отвечать принципам научной рациональности. А что такое научная рациональность? Это способ объективного подтверждения существующего научного знания через наблюдение, измерение, эксперимент. То есть зоолог никогда не будет утверждать, что индийские слоны крупнее африканских, физик – что температура кипения воды – 80 градусов, а филолог – что в современном русском алфавите 25 или 35 букв. Потому что наблюдение, измерение и эксперимент всегда покажут, что вода, например, закипит при температуре 100 градусов, причем независимо от страны проведения эксперимента, времени года или политического режима. А вот историк, живущий в XXI веке – на основании чего он может утверждать, что в 1380 году объединенными русскими войсками во время Куликовской битвы руководил великий князь московский Дмитрий Донской? Он не подкидывает в воздух яблоко, чтобы подобно Ньютону доказать существование закона всемирного тяготения, а указывает на конкретный, вызывающий доверие него самого и его коллег источник, например, в случае с Куликовской битвой – на текст летописи или исторической хроники.
Впрочем, очень часто без специальной подготовки невозможно правильно прочитать и интерпретировать даже подлинный источник, не говоря уже о том, что источники бывают фрагментарными, двусмысленными по содержанию или даже откровенно фальшивыми (в действительности созданными намного позже описываемых событий). Именно правильная работа с источниками позволяет воссоздать более достоверную и научно подтвержденную картину прошлого, однако эта тема требует отдельной статьи. Но в любом случае, если имеет место отсутствие источников по какой-то теме или есть серьезные сомнения в их полноте и достоверности, то научное изучение этой исторической темы будет невозможно. И в этом есть главная уязвимость исторической науки, её самое слабое место.
Но есть и ещё одно важное дополнение – под словом «история» обычно понимается не только соответствующая наука, но и комплекс знаний о прошлом, например, учебная дисциплина в школе или вузе. Все учили историю в школе, но это было не занятие исторической наукой, поскольку ученый-историк на основе выявленных и обработанных им источников должен создать новое знание о прошлом. Когда же мы изучаем историю в школе или вузе (если только мы не являемся студентами исторического факультета), то мы не создаем ничего нового для исторической науки – мы лишь изучаем самые известные положения, существующие в ней на текущий момент.