Если вы мечтаете перенестись во времени и очутиться на рубеже XVIII-XIX веков, если вы хотите испытать состояние перманентного восхищения, приезжайте в Архангельское.
В прошлой статье я рассказала о том, каким увидела замечательный парк в Архангельском, в этой - давайте отправимся во дворец. Если великолепию парка усадьба обязана Н.А. Голицыну, который пригласил итальянца Джакомо Тромбаро, известного среди русской знати ландшафтного архитектора. То убранство дворца, построенного при прежнем хозяине по проекту французского архитектора Шарля Герна, - это заслуга нового хозяина усадьбы — князя Юсупова. Строительство паркового ансамбля и дворца длилось 25 лет, потребовало от Голинына огромных средств, которых у семьи после его смерти не было, поэтому вдова продала имение одному из блестящих вельмож екатерининской эпохи Николаю Борисовичу Юсупову.
Следует несколько слов сказать о новом хозяине имения. Это был блестящий вельможа «золотого века Екатерины», один из ее многочисленных фаворитов. Князь дружил с цветом французской литературы: Вольтером, Дидро и Бомарше, который даже посвятил ему стихотворение. В Европе Юсупов был принят всеми монархами: Иосифом II в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком XVI и Наполеоном Бонапартом в Париже. Николай Борисович собрал великолепную коллекцию западноевропейской живописи и скульптуры, сравнимую, с отделами Лувра и Эрмитажа, снискал репутацию «знатока искусств». Екатерина II поручила ему закупку картин для созданного ею недавно Эрмитажа, а также изучение фарфорового дела в Европе.
Вернувшись в Россию, князь занимает целый ряд ответственных государственных постов. В разное время он служит директором Эрмитажа, императорских театров, содержит стекольный и фарфоровый заводы, шпалерную мануфактуру в Купавне. Наконец, с 1823 г. Н.Б. Юсупов — член Государственного совета. Единственный в истории, он был верховным маршалом на коронации трех русских императоров — Павла I, Александра I и Николая I.
Прожив блестящий век и не утратив вкуса к жизни (известны эпикурейство и женолюбие князя), он в Архангельском свил гнездо, достойное своего вкуса. Всё здесь должно было поражать публику — блестящих вельмож, придворных и, конечно, царей. «Подмосковный версаль» едва не затмил настоящий. Судите сами: в фонтанах плавали рыбки с золотыми серьгами на жабрах, а на шпиль дворца периодически взлетал дрессированный орёл. А.С. Пушкин, оказавшись в гостях, в Архангельском писал:
Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
И сейчас, спустя двести лет, дворец поражает посетителей. Давайте и мы пройдёмся не как экскурсанты, а как восхищённые гости. (Посмотрите на схему дворца и возвращайтесь к ней, чтоб было понятней).
Мы, начав путешествие из проходной буфетной, сразу попали в Парадную столовую. Что удивляет здесь? Конечно, коллекция китайских ваз, великолепие накрытого стола (у меня, к сожалению, получилось неудачное фото). Напомню, мы были в день открытия музея после долгого карантина, поэтому, наверно, сервирован был только маленький стол. На нём торт. Надо сказать, что моя рабоче-крестьянская фантазия даже не допускала мысли о том, что кушанье настоящее, а это именно так. В нём лишь в несколько раз больше консервантов, чтобы можно было показывать его в течение трёх лет. Делает такое волшебство по рисункам XVIII-XIX век латвийский кондитер Алдис Бричевс (если захотите, прочитайте о нём, он заслужил это своим мастерством).
В Парадном вестибюле невольно обращаешь внимание на роспись дворца, которая имитирует рельеф. Такая техника называется гризайль. Абсолютный оптический обман!
Далее мы попадаем в Зал Тьеполо, и нас, безусловно, должны удивить роскошные полотна мастера «Пир Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры», но моё внимание всецело приковано к неземной спящей Венере — скульптуре неизвестного французского мастера 18 века. Я затаила дыхание, чтобы не разбудить богиню. Завораживающее зрелище!
Вот мы оказываемся в одной из угловых (восьмиугольных) комнат — это Северный зал Робера. В двух помещениях дворца собраны картины модного французского пейзажиста-романтика Юбера Робера, на которые я, опять же из-за плебейского вкуса, почти не обратила внимания (хотя лирическое настроение они, конечно, создают). Но я была очарована Амуром, который мастерил лук из палицы Геркулеса. (Прекрасная аллегория: чего нельзя добиться силой, можно — любовью).
Между двумя Залами Робера (северным и южным) — удивительный Антиковый зал, котором находятся 5 подлинных античных скульптур, привезённых Н.Б. Юсуповым с раскопок знаменитой Помпеи. Кроме скульптур, знатоков поражает редкая картина Анжелики Монжес «Тесей и Пейрифой», висящая в центре, я же её, как всегда, не сфотографировала, меня поразили часы и статуя Атремиды у окна, а ещё виды, которые из него открывались.
В южном Зале Робера внимание гостя приковывает статуя воина, надевающего доспехи. А дальше — парадная спальня. Я, конечно, в культурном шоке от такой красоты. А вот мой спутник в сомнении: можно ли здесь спать? Никто здесь и не спал, а восхищались многие. Мебель прислана герцогом Курляндским, балдахины с редким серебряным шитьём!
Перед нами Императорский зал, приготовленный к визиту Александра I. Это легко понять, ведь в центре его портрет. Правда к 1830 году здесь были уже изображения всех императоров.
В Овальном зале внимание к себе приковывает люстра и плафон с античной парочкой. Что было в салоне — не помню, а вот последние две комнаты тоже восхитительны: Зал Ротари и кабинет хозяина дома. В первом — 26 портретов, изображающих различные человеческие эмоции (своеобразное пособие по психологии), а я опять прикована к часам работы русских мастеров.
А в кабинете князя живет дух хозяина дома (единственная комната с характером). И он вполне конкретный. Друг Пушкина Петр Андреевич Вяземский, побывав в Архангельском, оставил такую характеристику хозяина роскошного поместья: «На лице его вечный праздник, в доме вечное торжество торжеств… Все у него было светозарно, оглушительно, охмелительно». Таков и его кабинет.
Пройдя по залам дворца в Архангельском, получим удовольствие от удивления, ведь для этого всё и строилось. Сам А.С. Пушкин так писал об этом архитектурном чуде, обращаясь к князю Н.Б. Юсупову:
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Учёной прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.
К слову, сказать, ехали мы в Архангельское мимо таких дворцов (в том числе и знаменитого — в деревне Грязи), что невольно возникала мысль о том, что радушный хозяин усадьбы подарил красоту и радость на века всем (а не только избранным), и увековечил своё имя.
Благодарю, что дочитали! Не скупитесь на лайки!
Подписывайтесь на канал здесь