Давайте вернемся в период эмиграции Тарковского. Ольга Суркова добавляет ряд штрихов к портрету режиссера, считая, что Гений и Злодейство очень даже совместимы.
Сначала Лондон. Постановка "Бориса Годунова" в Ковент Гардене. Цитирую:
А вся эта бесконечная уже почти неприличная торговля по телефону с директором Ковент-Гардена об оплате постановки "Бориса Годунова", которая и так уже по тем временам достигла высшей планки. Но Тарковский продолжал требовать к этой сумме еще наши, родные "суточные и командировочные", не желая понимать, что они выплачивают только гонорар, а его дело распорядиться им по своему усмотрению….
Раньше он говорил о недостаточности денег, в сравнении с Бондарчуком или Озеровым...Но теперь я оказалась в Италии свидетелем того, как ревностно сравнивал Андрей своё материальное положение с доходами от фильмов Феллини или Антониони...." (стр.350)
Комментировать не надо?
Продолжим. Художником-постановщиком на спектакль “Борис Годунов” Андрей взял Николая Двигубского. Перед генеральной репетицией прошел худсовет. Цитирую Суркову:
Дело всё том, что в процессе работы над спектаклем Тарковскому, приходили разного рода новые идеи, касавшиеся мизансцены или сценического дизайна. На...худсовете он заявил, что хочет поставить статистов в саду у Мнишек, которые изображали скульптуры, неожиданно меняющие свои позы. Это в очередной раз, то ли что-то меняло в сценическом дизайне Двигубского, то ли усложняло его работу, так что он пытался возразить. Но в ответ, на глазах у изумленных членов благородного английского заседания, Тарковский громко, на чистом русском языке и 'по-нашему" послал Двигубского к одной маме...
Но этого маститому режиссеру из СССР показалось мало. Он решил проучить Двигубского “по полной”. Цитирую снова Ольгу Суркову: “Андрей требовал, чтобы Двигубский не смел даже выходить на поклон. В ином случае он не выйдет сам..." (стр.360)
Хотя, это мелочь в сравнении с тем, как он мстил в Союзе Георгию Рербергу.
Идем дальше. Тема жадности Тарковского ярко проявила себя в Нидерландах. Дело в том, что кинофестиваль в Роттердаме поставил себе целью заполучить знаменитого советского невозвращенца. Тарковский стал первым русским прилетевшим на кинофестиваль.
Снова вспоминает Ольга Суркова:
Я с огромной радостью встречала Тарковских в Схипхоле (амстердамский аэропорт) с машиной и переводчиком, которые ему были выделены персонально. Кроме того, их поселили в люксовый номер отеля “Хилтон” и дали открытый счет на рестораны и все поездки по Голландии, которые мы захотим совершить... Но первое, что он попросил меня объявить им всем, что я НЕ даю интервью бесплатно. И спроси: они организовали мне какие-нибудь платные лекции?”…. Журналисты опешили и не взяли ни одного интервью с долгожданным гостем.
Ну как, читатели, переварили информацию?
Тарковский любил говорить, что в человеке следует воспитывать, прежде всего “достоинство и чувство чести”.
Слова у него, как у большинства художников, часто расходились с делами.
Подписывайтесь на мой канал. И, кстати, рекомендую купить книгу Сурковой "Тарковский и я". Из нее узнаете еще больше о советском гении кино.
Другие статьи о Тарковском:
- Скандал со “Сталкером”