Найти в Дзене
История культуры СССР

Тарковский без глянца. "Андрей Рублёв"

Бытует мнение, что Тарковский все свои фильмы в СССР снял вопреки чиновникам. Мнение ошибочное. Чиновники часто помогали, защищая, в том числе, и от конкурентов со съёмочной площадки. Правда, подчас, оказывали защиту, не зная от кого именно защищают. Деятели культуры умели разыгрывать "в темную". А начиналось все так. Когда Кончаловский с Тарковским написали сценарий фильма "Андрей Рублев", идею которого позаимствовали у Ливанова -мл. ( будущий Шерлок Холмс), то пошли с ним не на киностудию или в сценарное управление Госкино СССР, а к зам. зав. Отделу Культуры ЦК КПСС Георгию Куницыну. Странно, правда? Думаю ребят отправил в ЦК Михалков-старший, не вылезавший из кабинетов на Старой пл. Об этом метко написал в своей книге "Аппарат" помощник Черненко Виктор Прибытков. Не буду сейчас заострять ваше внимание на технологиях общения автора Гимна СССР с чиновниками Старой площади. Вернемся к кинопроизводству. Итак, прочтя сценарий и дав пару дельных советов, зам. зав. Отделом Культу

Бытует мнение, что Тарковский все свои фильмы в СССР снял вопреки чиновникам. Мнение ошибочное. Чиновники часто помогали, защищая, в том числе, и от конкурентов со съёмочной площадки. Правда, подчас, оказывали защиту, не зная от кого именно защищают. Деятели культуры умели разыгрывать "в темную".

А начиналось все так.

Когда Кончаловский с Тарковским написали сценарий фильма "Андрей Рублев", идею которого позаимствовали у Ливанова -мл. ( будущий Шерлок Холмс), то пошли с ним не на киностудию или в сценарное управление Госкино СССР, а к зам. зав. Отделу Культуры ЦК КПСС Георгию Куницыну. Странно, правда?

Думаю ребят отправил в ЦК Михалков-старший, не вылезавший из кабинетов на Старой пл. Об этом метко написал в своей книге "Аппарат" помощник Черненко Виктор Прибытков. Не буду сейчас заострять ваше внимание на технологиях общения автора Гимна СССР с чиновниками Старой площади. Вернемся к кинопроизводству.

Итак, прочтя сценарий и дав пару дельных советов, зам. зав. Отделом Культуры ЦК позвонил главреду журнала "Искусство кино", который был только назначен на должность. В разговоре Куницын порекомендовал напечатать в журнале талантливую работу начинающих кинематографистов Тарковского/Кончаловского, что, конечно, главный редактор и исполнил.

Во второй заход молодые кинематографисты пришли на прием в ЦК КПСС со свежим номером "Искусства кино". Куницын снял трубку и позвонил на "Мосфильм". Главному редактору киностудии он порекомендовал принять в производство киносценарий. Конечно тот отсалютовал! Тем более, что сценарный портфель "Мосфильма" был пуст.

Но и это не всё. Для цементирования проделанной работы, Георгий Куницын устроил ребятам аудиенцию у Секретаря ЦК по Идеологии Леонида Ильичева. Настроенный нужным образом, чиновник, утвердил все предложения Тарковского/Кончаловского.

И вот фильм снят. Оказалось, что тандем Тарковский/Кончаловский переборщили с натурализмом. Восстали, главным образом, военные. Они дали "двум Андреям" конный полк, в котором молодые люди с особой жестокостью угробили несколько лошадей. ( А может и не несколько. Точные цифры сегодня неизвестны). И все это во имя "исторической правды".

К тому же, на Тарковского с кулаками набросился Василий Ливанов, встретив его в ресторане ЦДЛ. И вполне справедливо. Он считал, что его обокрали. Ливанов хотел получить роль Андрея Рублева, но даже ее не получил, а про соавторство в сценарии вообще молчу. Драка оставила след и в истории этого статусного места и на сердце Андрея. ( Про лицо не знаю).

Как позднее подметил хорошо знавший по работе Тарковского Даль Орлов - история с "Андреем Рублевым", по всей вероятности, и озлобила его на всю оставшуюся жизнь. Надлом произошел на "Рублёве".

-2

Партийно-государственная карьера Георгия Куницына закончилась в 1966. Сначала он был переведен членом редколлегии "Правды", затем в Институт истории искусств, затем читал лекции в "Гнесинке" и Литературном институте. В конце 80-ых схлестнулся с "прорабом перестройки" Александром Яковлевым, назвав его бесппринципным карьеристом. Написал немало книг, большая часть из которых не опубликована. Последние годы жизни провел в Доме ветеранов кино в Матвеевском. Скончался в 1996 в возрасте 74 лет. Похоронен в Переделкино.

Такая вот завершилась эта история лоббизма. Хотя Куницын был не единственным покровителем Тарковского в ЦК. Еще об одном будет моя следующая статья.

Другие статьи о Тарковском:

Подписывайтесь на мой Канал. Ставьте "лайки" и, самое главное, - любите друг друга!