Найти тему
Интересные истории

Тарковский без глянца. Скандал с Сурковой.

Еще одна тема, которую предпочитают обходить стороной эксперты по нашему классику - это конфликт или даже скандал "Андрей Тарковский - Ольга Суркова". Вот про него я вам и расскажу. Кто такая Ольга Суркова? Она киновед, кинокритик, дочь главного редактора журнала 'Искусство кино" Е. Д. Суркова, т.е. потомственный киновед. Познакомилась с Тарковским в 1966 г., во время съемок 'Андрея Рублева", когда он и его будущая жена Лариса Кизилова только женихались,а законной супругой мэтра была Ирма Рауш.

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский

В дальнейшем Ольга Суркова не только вошла в семью Тарковских практически членом семьи,но и стала вместе со своим отцом главным лоббистом публикаций о нем в советской и зарубежной печати. Дело доходило до того,что именно она отвечала на вопросы Западных репортёров, а Тарковский, лишь визировал написанный ею текст.

В 1975 году Тарковский предложил Сурковой написать совместную книгу о кино под рабочим названием 'Книга сопоставлений" и она согласилась. Был подписан договор с издательством "Искусство", получен аванс в 1200 руб на двоих и свою долю в 600 рублей Ольга... отдала Тарковскому. Подарила по просьбе его жены Ларисы. Что такое 600 руб в 1975 году?

Около 3 руб. была квартплата, 10-12 руб. обед на двоих в престижном ресторане "Прага", 1 рубль - полноценный обед из 3 блюд в учрежденческой столовой, 16 коп. батон хлеба, 5 коп.проезд в метро, 40 коп. билет в кино, а минимальная зарплата в то время - 120 рублей.

Ольга Суркова
Ольга Суркова

Таким образом Суркова начала работать "за спасибо". Работа длилась долго, Тарковский был очень занят, приходилось самой обрабатывать текст и разговоры с ним,чтобы получилась книга. 

Издательство дважды пролонгировало сдачу материала и вот, наконец-то, в 1978 году на стол рецензента книги Даля Орлова легла рукопись 'Сопоставлений". Тут я процитирую самого рецензента Орлова:

Сочинение Тарковского и Сурковой может стать интересной и полезной книгой. Над ней стоит еще поработать и потом издать.В литературном смысле она написана хорошо, местами - великолепно....".

Одно замечание было чисто драматургического свойства: случается, что Суркова говорит об одном, Тарковский говорит о другом, не реагируя на прозвучавшую реплику, продолжает начатую им раньше мысль.

Следующие замечание:

"Наши (режиссеры) упоминаются в редких случаях, а когда упоминаются, то им крепко достается. Достается и Энзенштейну и Герасимову, и Шукшину, и Шепитько, и Михалкову-Кончаловскому. Благосклонно упоминается только Довженко.... да еще Иоселиани. Справедливо ли? "

Рецензия была отослана и авторы книги, прочитав ее, два года ничего не делали. Странно, правда?

Обложка книги Ольги Сурковой
Обложка книги Ольги Сурковой

В 1980 Тарковский дал понять Сурковой, что он уезжает на Запад, контракт лучше расторгнуть обоим, чтоб издать книгу за рубежом. По просьбе режиссера Ольга дописывает две главы - "Ностальгия" и "Заключение".

Киновед Суркова, с помощью фиктивного брака, так же устремляется на Запад. Нельзя сказать, что семья Тарковский была в восторге, узнав о появлении Ольги с их стороны "железного занавеса". А неё стало неожиданностью, что Тарковский попросил ее снять свою фамилию из заглавия немецкого варианта книги. Она соглашается. Труд выходит под названием "Запечатленное время" и Суркова вообще не получает денег. Вообще! По- русски это называется "кинуть".

Однако дама подает в суд на Тарковского и выигрывает его. А иначе и быть не могло.

Ольга Суркова и Андрей Тарковский
Ольга Суркова и Андрей Тарковский

Приглашенные эксперты дали заключение, что г-жа Суркова могла требовать даже не половину гонорара, а все 100%. Настолько совпадали тексты "Сопоставлений" и "Запечатленного времени". Вот, что пишет об этом пишет Даль Орлов:

Когда до меня дошли сведения об умыкании нашим классиком чужой интеллектуальной собственности, почему-то вспомнилась его неудавшаяся "подстава" с кинопроектором о прокаженных". Вот об этом я расскажу в следующем посте.

Еще больше фактологии изложено Ольги Сурковой в книге "Тарковский против Тарковского. Дневник пионерки". Автор снимает ретушь с образа "Святого Андрея Тарковского". Тем кто хочет знать правду о том времени, о кинематографе, которого больше нет и, скорее всего, больше не будет, рекомендую эту книгу. Поверьте, она открывает глаза на реальность. А реальность сильно отличается от стереотипов вдолбленных в наши головы электоральными СМИ .

Другие статьи о Тарковском:

Подписывайтесь на мой канал! Будет еще интереснее!