У меня двое детей.
Один, соответственно, старший, другой, соответственно, младший.
Как в том фильме: мальчик и мальчик, а у меня старший и младший.
Так вот.
Заметила одну весьма интересную, как мне кажется, вещь.
Дети одного возраста, в зависимости от положения старший/младший, развиты по-разному.
Это касается только некоторых аспектов и, наверное, не тотально всегда, но как правило.
Связано это, как мне кажется, прежде всего с требованиями окружения.
От старшего требуют соответствовать своей роли.
Не всегда родители требуют, довольно часто того требует ситуация.
Старшие дети, как правило, берут на себя часть бытовой нагрузки, часть ответственности за младших или за какие-то "обязанности" в семье. Им выделяется больший кусок ответственности и самостоятельности.
От младших ситуация и семья такого, как правило не требуют.
Например, не может возникнуть и повторяться на достаточно регулярной основе ситуация, когда нужно помочь младшему с обувью или с верхней одеждой. Потому что ты сам - младший.
Не может возникнуть ситуация, когда мама просит тебя приглядеть за младшим две минуты, пока отлучается по нужде.
Можете сказать, что подобные ситуации редки и не влияют на развитие и осознание своих возможностей ребёнком, но... это не так.
Выделяя кусок ответственности, давая ребёнку задание на повышение, вы ставите его в такие условия, когда он вынужден осознать себя несколько с другой стороны, осознать свою власть над окружающей действительностью, над мамой, младшим, собой, осознать свой вклад в быт и свою ценность, не потому что мама любит, а потому что я могу делать и свершать.
От старшего ждут большей самостоятельности.
Он вынужден делать сам то, что он только-только научился, стоит на грани обретения навыка меньшее время, быстрее осваивает новые, необходимые навыки. Потому что ситуация вынуждает.
Если, например, собираются на прогулку и мама собирает младшего, то старшему отдаётся больше свободы в этом, в сборах на прогулку. Он сам, к примеру, надевает ботинки, сам натягивает шапку - даже если не очень это умеет.
Мама поправит, да. Но навык отрабатывается быстрее.
Понимаете, о чём я говорю?
Навыки самостоятельности и самообслуживания у старших и младших детей в одном возрасте будут развиты на разном уровне.
И это не вина родителей, это естественным образом вытекает из сложившейся ситуации.
Пример моих детей, а так же то, что я вижу в семьях, где есть старшие дети возраста моего младшего наталкивает на такие мысли.
Например, моя старшая могла сделать себе бутерброд уже в пять лет: отрезать кусок хлеба, достать маслёнку и намазать масло.
Младший только недавно освоил это дело, но до сих пор не любит намазывать масло. У него плохо получается и он всем видом и поведением ожидает помощника.
То же, кстати, я помню по своему младшему брату: такое же ожидание помощника, а если не помогли, то и не нужен этот бутерброд.
Моему младшему бутерброд нужен, и, если никто не приходит на помощь, он будет просить. Если и на просьбы - а они очень настойчивы, обычно - никто не откликается, то тогда, так и быть, он попробует сам.
Самое интересное, что когда нет никого в зоне доступа - например, когда он проснулся раньше всех, он сам идёт и делает себе бутерброд.
То есть, он вынужден развивать навык. Вынужден тогда, когда никого на горизонте.
И вот, как мне думается, к чему это приводит во взрослой личности.
Младшие, как правило, более коммуникабельны. Больше настроены на сотрудничество и доверие, в конечном итоге, к миру.
Они чаще просили помощи и чаще её получали.
Старшие же нацелены на преодоление и организацию себя и своего быта, то бишь, своей реальности. Сами, сжав зубы, работать и достигать.
Да-да, тут возможна вариативность в зависимости от черт характера, например, темперамента и прочего.
Но, как правило, дело обстоит именно так: организованный и ответственный старший, коммуникабельный и командный младший.
Ваш Мартокот.
А вообще, мне бы очень хотелось, чтобы мой младший умел больше в бытовом плане. Был бы более самостоятельным и ответственным.
/вздох/ но он немного другой. Может быть и я надеюсь, что это, всё же, хорошо.