Найти тему
Материк книг

Книга "Как я был вундеркиндом" - о самостоятельных детях 80-х

Продолжаю изучать детскую литературу. Обнаружила еще одну книгу, мимо которой прошла в детстве. Это В. Машков "Как я был вундеркиндом".

Как я был вундеркиндом. Фото из открытых источников
Как я был вундеркиндом. Фото из открытых источников

С удивлением узнала, что вундеркиндов было модным готовить уже в 80-х. Книга написана в 1982 г. Третьеклассник Сева Соколов ходит к репетитору по математике, английскому, в бассейн и на музыку. Бабушка спит и видит внука-академика в будущем. Встает мальчик, когда еще темно и приходит, когда еще темно. Примечательно, что родители спят уже, когда он возвращается со своих многочисленных занятий.

Интересный и нередкий в то время расклад сил в семье: родители работают и несильно вникают в проблемы сына. Ну, а что, с подачи бабушки он весь день занят делом, душа спокойна. Но это внешняя сторона. Когда он пытается достучаться до них и сказать, что ему тяжело, что столько занятий - это слишком, что он получает?

Папа в упор его не слышит, мало того, называет сына "отец". Высший пилотаж инфантилизма. Тогда Сева пишет родному папе письмо (в другую-то комнату). Тоже без результата. Мама решает даже усилить нагрузку - найти еще какое-нибудь занятие, чтобы дурь вышла из Севиной головы. Бабушка неумолима. Дед пытается помочь внуку, но права голоса не имеет.

Как я был вундеркиндом. Фото из открытых источников
Как я был вундеркиндом. Фото из открытых источников

Какая-то семья победившего матриархата. И это было, кстати, не редкость. Помощь приходит от приятеля-двоечника-хулигана Гришки. Он советует просто дурачком притвориться, а где-то прямо отказаться от занятий. Это приносит свои плоды, правда не обошлось без жертв и неприятных ситуаций. А что делают родители, узнав, что их сын больше не гордость школы? Правильно, явно и открыто показывают ему свое огромное в нем разочарование! Вот такая условная любовь. Современные психологи гуманистического направления хватаются за голову.

Немного передохнув и освободившись, нагулявшись и наигравшись, Сева, как "Человек из Кемерова" у Гребенщикова, начинает исправлять то, что наворотил. И это ему с успехом удается. Причем решает вполне взрослые проблемы - как восстановить на работе тренера по плаванию, как сделать так, чтобы учительнице музыки дали квартиру? Все умеют 10-летние мальчики в Советском Союзе. А что ему остается с такими родственниками? Помощи то ждать неоткуда.

Конечно, это преувеличение. По большому счету, #книга учит ответственности за принимаемые решения и поступки, умению общаться и договариваться. В итоге - полный хеппи-энд.

Я уже писала на тему самостоятельности детей в скандинавской литературе, где сомневалась в реальности описываемых подвигов. Теперь в комментариях жду рассказов о вундеркиндах 80-х, ведь это было не так давно)