Найти тему

Почему раньше так много людей умирало от рук анестезиологов?

Фото взято из свободных источников в интернете
Фото взято из свободных источников в интернете

«На протяжении довольно долгого времени врачи анастазиологи, пользовались поистине дурной репутацией. Их пациенты часто умирали страшной смертью. Одни задыхались, лежа на операционном столе, оттого что заскучавший во время многочасовой операции анестезиолог не заметил отсоединившейся дыхательной трубки; другие вдыхали смертельную окись углерода, ядовитый побочный продукт, образующийся при реакции некоторых препаратов.
Кроме этих двух страшных причин, вспомним, что многие химические вещества, используемые для наркоза, взрывоопасны. Чтобы снизить риск возгорания от искры статического электричества, хирурги носят обувь на резиновой подошве и кладут в карман халата металлические бруски для заземления. И все равно время от времени – бум! – пациент и врач взрываются»

Так описывает ситуацию в сфере анестезии Джозеф Халлинан в книге "Почему мы ошибаемся? Ловушки мышления в действии".

Джозеф Халлинан
Джозеф Халлинан

Это меня очень заинтересовало, и я решила узнать подробности о том, как развивалась эта сфера.

Оказалось, всё началось с того, что молодой американский дантист Уильям Мортон открыл для себя общую анестезию. Он обнаружил, что когда вдыхает серный эфир, то перестает реагировать. Через несколько месяцев после этого открытия, 16 октября 1846 года, Мортон успешно обезболивал пациента в Массачусетской больнице общего профиля (расположенной в Бостоне, США). Затем хирург удалил опухоль левой челюсти, в то время как пациент оставался без сознания.

Когда новость об открытии распространилась, Джеймс Симпсон, шотландский акушер, начал использовать хлороформ в качестве Летучего общего анестетика, особенно для облегчения боли во время родов. Но были и риски, связанные с применением этих препаратов. Поскольку эфир был очень легковоспламеняющимся веществом, его нельзя было использовать с электрокоагуляцией. Использование хлороформа было связано с высокой смертностью от остановки сердца.

Такое печальное положение дел сохранялось вплоть до начала 1980-х, когда стремительный рост случаев преступной халатности привёл к последовавшей за этим огласке.

Информационный тележурнал АВС «20 / 20» в 1982 году выпустил расследование, вызвавшее серьезные сдвиги в сфере анестезиологии.

Сюжет начинался с обращения: «Если вы собираетесь подвергнуться анестезии, значит, вы готовитесь к долгому путешествию, в которое не следует пускаться, если есть хоть какой-то способ этого избежать. В большинстве случаев общий наркоз безопасен, но существует риск из-за человеческой ошибки, небрежности и фатальной нехватки анестезиологов. В этом году 6000 пациентов погибнут или получат повреждение мозга».

В программе было описано несколько ужасных происшествий в разных частях страны.

На тот период Эллисон «Джип» Пирс был избран вице-президентом Американского общества анестезиологов. Он начал изменять эту ситуацию и обратился за помощью не к врачам, а к инженеру Джеффри Куперу.

Эллисон Пирс, анестезиолог
Эллисон Пирс, анестезиолог

Внимательное наблюдение за работой анестезиологов помогло Джеффри Куперу изменить ситуацию

1. Стандартизировал оборудование

Прежде всего, среди прочего он отметил крайне неудачную конструкцию наркозных аппаратов. Например, поворот тумблера по часовой стрелке в почти половине приборов уменьшал концентрацию мощных анестетиков, а в других — увеличивал. Иногда анестезиологи, забыв, с какой моделью работают, поворачивали клапан не в ту сторону. Для устранения этой проблемы требовалось всего лишь стандартизировать оборудование, чтобы клапан всегда поворачивался только в одну сторону.

2. Составил список факторов, которые приводят к смертельным случаям

Купер составил список сопутствующих факторов, включивший следующие пункты:

  • недостаточный опыт,
  • слабое знакомство с оборудованием,
  • неслаженное взаимодействие между членами хирургической бригады,
  • торопливость,
  • невнимательность,
  • усталость.

3. Были введены карты контрольных проверок.

Анестезиологи позаимствовали у пилотов и начали использовать карты контрольных проверок. Что давало гарантию, что специалист не забудет о важнейших процедурах.

4. Формировали положительное отношение медицинского персонала к работе анестезиолога.

Они приступили к целенаправленной работе по изменению отношения медицинского персонала к своей работе. Для начала решили искоренить идеи о враче-всезнайке: медсестер и других специалистов призывали в случае необходимости открыто говорить, что врач, в частности анестезиолог, ошибся или делает что-то не так.

Психологи, изучающие природу ошибок, называют данный метод «сглаживание градиента авторитета», и, как показала практика, он позволяет весьма существенно уменьшить число ошибок в той или иной области деятельности.

Эти усилия принесли поистине потрясающие плоды. За два последних десятилетия смертность пациентов вследствие ошибок анестезиологов снизилась более чем в сорок раз – с одного случая на каждые пять тысяч больных до одного на 200-300 тысяч прооперированных.

Сегодня в центре эмблемы Американского общества анестезиологов одно слово: «Бдительность».

Поэтому довериться работе анестезиолога сегодня уже не так страшно, как это было ещё 30 лет назад, но помнить о выявленных причинах ошибок стоит.

Ведь и мы часто оказываемся в ситуациях, когда торопливость, невнимательность, усталость, малый опыт работы, недружный коллектив могут привести к ошибкам в любой сфере деятельности.

Наука
7 млн интересуются