Первый миф - это идея о том, что Красной Армии в очередной раз помог "Генерал Мороз". Понятно, что первые об этом заговорили немцы, чтобы оправдать свое поражение на Волге.
Дескать под Москвой у нас танки встали и в Сталинграде тоже не мы виноваты, а русская зима. И все было бы просто, если бы эту тему не подхватила и советская историография.
Сделано это было по двум причинам. Во-первых, продвигалась идея "божьей кары", когда сама природа восстала против Германии, заморозив ее солдат и танки. Это был особый, советский вариант продвижения тезиса "С нами Бог".
И в этом нет ничего удивительного, так как уже в 1943 году в СССР вернули Патриаршество, открыли Церкви и вот это всё. То есть тема "божественного возмездия" проговаривалась уже открытым текстом, в том числе и со страниц официальных СМИ.
Во-вторых, сильные морозы в какой то мере, оправдывали высокую смертность среди пленных, а претензии по этому вопросу к нам прилетали постоянно.
Однако перейдем к фактам. Какая же погода была в Сталинграде зимой 1942-1943 гг?
Кратковременные заморозки были в начале ноября, когда ночью температура доходила до минус 15 градусов. Однако во
время контрнаступления и до "разгрома" Манштейна в конце декабря, на Волге была погода выше климатической нормы!
То есть было не просто "тепло" - доходило до плюсовых температур!
И лишь когда ударили крещенские морозы, стало по настоящему холодно. Однако это уже не имело никакого значения - немецкие танки не заводились просто потому, что в них не было топлива.
Второй миф - это история о том, как в результате чудовищной бомбардировки 23 августа 1942 года Сталинград был почти полностью разрушен.
Бомбили действительно сильно, город почти полностью выгорел, но вот вопрос - а как тогда уцелел Ростов-на Дону, который в конце июля засыпали бомбами с той же интенсивностью, как и Сталинград?
И там и там отличился 4 воздушный флот Рихтгофена. Причем 23 августа он сделал 2000 самолето вылетов, а за первые два дня штурма Ростова - 3000 самолето-вылетов.
Однако Ростов как стоял, так и стоит - старый город никуда не исчез. А вот Сталинграда действительно больше не существует. Так что же произошло?
А дело в том, что Сталинград громили не день, не два, а пять месяцев - причем бомбили обе стороны. И, в итоге, добили город не бомбы, а снаряды из крупнокалиберных орудий.
Чтобы расфигачивать здания и цеха Сталинграда была специально придумана крупнокалиберная самоходка - StuIG 33
Кстати, Гитлер даже выделил несколько саперных батальонов, чтобы разрушать город уже, так сказать, на профессиональной основе.
Однако самое интересное то, что и это не разрушило город до конца!
После войны многие дома были восстановлены и могли прекрасно стоять до сих пор, но они не вписались в новый генеральный план Сталинграда и были снесены уже в мирное время.
Даже знаменитый универмаг, где взяли в плен фельдмаршала Паулюса, был, по сути, как памятник уничтожен в 60-х годах и стоит теперь на задворках, без фасада, где его никто не видит.
Третий миф гласит нам о том, что в городских боях советские войска понесли самые большие потери. Однако в реальности, в городских развалинах у наших солдат были неоспоримые преимущества - Сталинград со своими заводами и Волгой в тылу представлял собой естественный укрепрайон.
Так что самые страшные потери советские войска понесли за пределами Сталинграда. И не при обороне, как можно подумать, а при наступлении.
Весь сентябрь и октябрь северный флаг Паулюса атаковали, по очереди, сначала Малиновский, потом Рокоссовский. Однако у немцев на этом участке от Волги до Дона был свой укрепрайон и самые боеспособные дивизии.
И наши танки с пехотой, которые наступали по голой степи, немцы расстреливали из артиллерии, как в тире. Именно после этого горького опыта было принято решение бить по флангам, где сидели румыны. Пусть издалека, но по румынам, которые профессионально воевать не умели.
А Красная Армия к тому времени опыта набралась и в итоге всего через десять лет бедные румыны, уже по команде из Москвы, пели следующие песни:
Я привез тебе Москва из Бухареста
С песней народа слова "Привета"
Нам с тобой шагать всегда и всюду вместе
К миру и счастью, к вешним рассветам
Нет друзей надежней и верней...
Один миф сменил другой. А потом еще раз и еще раз. Поэтому зададим гамлетовский вопрос - может ли человечество избавиться от мифов? Видимо, нет.